Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Объект

  • Теоретико-методологическую основу исследования

  • Глава 1. Теоретические основы морфологии 1.1. Теоретические основы морфологии русского языка

  • 1.2. Имена в русском языке

  • Глава 2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именами в русском языке 2.1. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с

  • 2.2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именем прилагательным

  • 2.3. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именем числительным

  • Список литературы

  • Курсовая работа. Трудные вопросы морфологии, связанные с именами существительными, прилагательными и числительными в русском языке


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеТрудные вопросы морфологии, связанные с именами существительными, прилагательными и числительными в русском языке
    АнкорКурсовая работа
    Дата23.04.2020
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMAKYSh.pdf
    ТипРеферат
    #118918

    Подборка по базе: К лекции 4 - контрольные вопросы.docx, Гистология + зоология. Вопросы.docx, Ответы на контрольные вопросы ООП.docx, юстади вопросы .docx, ЖП вопросыЫ.doc, вайбер вопросы.docx, КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.docx, ТГП ВОПРОСЫ.docx, шпоры ответы на вопросы к экзамену по твимс2.doc, ! Вопросы к РК.docx

    *
    Трудные вопросы морфологии, связанные с именами существительными, прилагательными и числительными в русском языке

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение .................................................................................................................. 3
    Глава 1. Теоретические основы морфологии ....................................................... 5 1.1. Теоретические основы морфологии русского языка ............................... 5 1.2. Имена в русском языке ............................................................................... 9
    Глава 2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именами в русском языке ....................................................................................................... 12 2.1. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именем существительным ............................................................................................. 12 2.2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именем прилагательным ................................................................................................ 24 2.3. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именем числительным ................................................................................................... 27
    Заключение ............................................................................................................ 29
    Список литературы ............................................................................................... 30

    3
    Введение
    Морфологии по праву приписывается звание сложнейшего раздела русского языка в силу внушительного количества выделяемых категорий и изучаемой тематики. Помимо этого, морфология русского языка является одним из наиболее неоднозначных разделов, споры вокруг которого никогда не утихают.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем что: «Трудные вопросы морфологии, связанные с именами в русском языке».
    Цель работы: исследовать трудные вопросы морфологии, связанные с именем существительным, прилагательным, числительным в русском языке.
    Задачи:
    1) провести теоретический обзор по данной теме;
    2) дать характеристику такому разделу русского языка как морфология;
    3) дать характеристику именным частям речи – имени существительному, прилагательному, числительному;
    4) исследовать трудные вопросы морфологии, связанные с именем существительным, прилагательным, числительным;
    Объект – морфология русского языка.
    Предмет – трудные вопросы морфологии связанные с именем существительным, прилагательным, числительным в русском языке.
    Значимость данного исследования заключается в систематизации эмпирических знаний о трудных вопросах морфологии, связанных с именем существительным, прилагательным, числительным в русском языке, необходимой для изучения русского языка на любом этапе образования.
    Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Камыниной А.А., Касевич В.Б., Козыревой Т.Г., Панова М.В., Плунгян
    В.А., Стариченок В.Д., Шанского Н.М., Шуб П.П.

    4
    Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по два параграфа, заключения, списка используемой литературы.

    5
    Глава 1. Теоретические основы морфологии
    1.1. Теоретические основы морфологии русского языка
    Часть грамматического строя языка, объединяющая части речи, принадлежащие им грамматические категории и формы слов, называется морфологией. Центральным звеном морфологии является слово с набором уникальных грамматических изменений и грамматических характеристик [2, стр. 207].
    Слова являются единицами, как лексики, так и грамматики одновременно. В значении грамматической единицы слово представлено совокупностью всех возможных форм. Набор слов языка группируется в части речи. Часть речи - это грамматический класс слов, объединенных по нескольким основаниям [2, стр. 208]:
    1) по обобщенному значению, отвлеченному от лексических и грамматических значений всех слов данного класса;
    2) по характерному для каждого отдельного класса комплексу морфологических категорий.
    Говоря об обобщенном значении, характеризующем все слова какой- либо части речи, отмечают абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и грамматических значениях слов этого класса.
    Самыми обобщенными значениями для частей речи являются следующие [10, стр. 97]:
    1) значения предмета;
    2) значение признака: процессуального, который представляется в виде действия или состояния; непроцессуального, который представляется в виде качества или свойства.
    Таким образом, набор слов, принадлежащих части речи «имя существительное», имеет значение предметности. Такие слова называют отдельные предметы или предметно представленные факты, явления, события, понятия, свойства, качества, действия. Набор слов, составляющий часть речи
    «глагол», обладает значением процессуального признака. Такие слова

    6 призваны обозначать признаки, состояния, действия в виде процессов. Набор слов, входящих в часть речи «прилагательное», а так же «наречие», имеет значение непроцессуального признака. Эти слова способны назвать признак как свойство или качество предмета (в данном случае речь идет о прилагательных и отчасти наречиях) или как качества иного признака – процессуального или непроцессуального (в данном случае речь идет о наречиях) [9, стр. 107].
    Все части речи имеют оригинальный комплекс морфологических категорий, которые представляют обобщенные значения, свойственные набору слов конкретной части речи. Таким образом, у существительного значение предметности представлено грамматическими категориями рода, числа и падежа; у глагола значение процесса представлено грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.
    Наряду с классификацией по частям речи слова русского языка подразделяются на лексико-грамматические и морфологические разряды.
    Грамматическая единица «слово» имеет ряд морфологических значений.
    Как правило, слова имеют три типа формально выраженных морфологических значения [9, стр. 206]:
    1) значения, которые принадлежат всем словам конкретной части речи во всех их формах (например, значение предметности у существительного);
    2) значения, представленные в части слов, относящихся к определенной части речи, во всех формах этих слов (например, морфологическое значение совершенного вида у глаголов);
    3) значения, представленные в определенных (не всех) формах слов данной части речи (например, значение единственного числа у существительных).
    Слово существует в языке в виде системы форм - словоформ. К примеру,
    существительное медведь – это система словоформ: медведь,

    7 медведи, медведю, медведем, (о) медведе, медведей, медведям, медведями, (о) медведях. Любое изменение слова несет в себе несколько значений.
    Процесс образования форм какого-либо слова носит название словоизменения. При этом целостность лексического значения слова сохраняется. Полную совокупность форм конкретного слова, называют парадигмой данного слова. Полные парадигмы имеют довольно сложный состав, поэтому в них выделяют группы – частные парадигмы. Исходная, словарная форма слова является главной в парадигме. Следует упомянуть о существовании неполных парадигм в русском языке. Неполная парадигма может не иметь в своем составе частных парадигм, либо имеет неупотребительную форму слова, или такую форму, образование которой затруднено.
    В рамках конкретной части речи парадигмы объединяются в морфологическую категорию. Морфологической категорией называют систему противоположных рядов морфологических форм с однородными значениями. Компоненты категории являются оппозициями по отношению друг к другу.
    Приведем классификацию морфологических категорий [13, стр. 210]:
    1) словоизменительные категории (их элементы можно представить с помощью форм одного и того же слова: категория падежа числительного; категории падежа и числа существительного; категории лица, числа, времени, наклонения и рода в прошедшем времени и сослагательного наклонения глагола; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного; категория степени сравнения наречия);
    2) несловоизменительные категории
    (их элементы нельзя представить с помощью форм одного и того же слова: категория рода существительного и категория вида глагола);
    3) категория смешанного типа (основана на противопоставлении, которое в одной части залоговых образований может быть представлено

    8 формами одного и того же слова, а в другой части представлено лишь разными словами: категория залога).
    Итак, частью речи называется грамматический класс слов, имеющий совокупность ряда признаков [17, стр. 39]:
    1) наличие обобщенного значения, независимого от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;
    2) наличие комплекса некоторых морфологических категорий;
    3) наличие общей системы парадигм;
    4) наличие общности главнейших синтаксических функций.
    Современный русский язык располагает десятью частями речи:
    Знаменательные слова:
    1) имя существительное;
    2) местоимение;
    3) имя прилагательное;
    4) имя числительное;
    5) наречие;
    6) глагол;
    Служебные части речи:
    7) предлог;
    8) союз;
    9) частицы;
    Особая группа слов, служащих для выражения человеческих эмоций и субъективной оценки:
    10) междометия.
    В рамках нашей работы рассмотрим подробнее именные части речи.

    9
    1.2. Имена в русском языке
    Разберем такие именные части речи русского языка как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Именные части речи являются самостоятельными, изменяемыми частями речи и занимают главное место среди членов предложения.
    1. Одной из основных частей речи, несомненно, является имя существительное. Все названия физических тел, окружающих человека, относятся к именам существительным. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? По своему лексическому значению имена существительные можно классифицировать следующим образом [10, стр. 227]:
    1) конкретные существительные, которые называют предметы окружающего мира: машина, камень, ребенок, учитель;
    2) вещественные существительные, называющие вещества, из которых состоят физические тела: пенопласт, пластик, серебро;
    3) отвлеченные существительные, которые называют явления, воспринимаемые мысленно:
    1. качества, свойства предметов: чернота, злость;
    2. действия предметов: бег, толкотня;
    3. состояния предметов: огорчение, дремота;
    4. явления природы: метель, облачность;
    5. явления общественности: референдум, голосование;
    4) собирательные существительные, которые объединяют множество подобных предметов в единое целое: мелкота, листва.
    Существует еще одна классификация имен существительных [10, стр.
    229]:
    1) нарицательные существительные, которые называют обобщенные однородные предметы или явления: злость, восстание;
    2) собственные существительные, которые называют отдельные предметы: Пангея, Александр Сергеевич Пушкин.
    Кроме того, имена существительные можно разделить на [10, стр. 229]:

    10 1) одушевленные (зайчонок, бабочка);
    2) неодушевленные (журнал, тарелка).
    Следует отметить, что последняя классификация зачастую не совпадает с разделением всех существующих предметов в окружающем мире на живые и неживые. К примеру, все названия растений, а так же ряд отдельных слов (народ, стая, детвора, молодежь) относят к неодушевленным существительным. Но такие слова как кукла, мертвец, покойник, и ряд карточных терминов: туз, валет, козырь относятся к одушевленным существительным.
    Имена существительные делятся по родам [5, стр. 53]:
    1) существительные мужского рода (дядя, отец, конь);
    2) существительные женского рода (мама, тетя, кошка);
    3) существительные среднего рода (море, солнце).
    В большинстве случаев определение рода существительных не вызывает затруднений, но есть исключения. Род таких слов следует уточнять в словаре: шампунь — мужской род; лебедь — мужской род; шасси — средний род.
    Родовая принадлежность определяет склонение существительных [5, стр. 55]:
    1) первое склонение (мужской, женский род с окончаниями -а,-я, слова общего рода);
    2) второе склонение (мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончаниями -о, -е);
    3) третье склонение (женский род с нулевым окончанием).
    2. Имя прилагательное обозначает некий предметный признак и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие? Имена прилагательные имеют классификацию [3, стр. 116]:
    1) качественные прилагательные – указывающие на качества предметов, проявляющиеся в некоторой степени, и характеризующие предметы: злой, краснощекий, маленький, холодный;

    11 2) относительные прилагательные – указывающие на отношение к другому предмету: золотой (имеющий отношение к золоту), петербургский
    (имеющий отношение к Санкт-Петербургу);
    3) притяжательные прилагательные - указывающие на отношение к конкретному человеку или животному: мамин (халатик), собачий (след),
    Машина (кукла).
    3. Имя числительное является одной из именных частей речи, обозначающей число, количество предметов, их порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? который (по счету)?
    Имена числительные имеют следующую классификацию [3, стр. 119]:
    1) количественные числительные, отвечающие на вопрос сколько?
    Подобные числительные обозначают целые и дробные числа, а так же имеют собирательное значение;
    2) порядковые числительные, отвечающие на вопрос какой? который?
    3) собирательные числительные, отвечающие на вопрос сколько?
    Существует еще одна классификация числительных [2, стр. 116]:
    1) простые числительные, состоящие из одного слова;
    2) сложные числительные;
    3) составные числительные.
    Таким образом, приходим к выводу, что рассмотренные нами именные части речи являются самостоятельными, имеющими конкретные лексические и грамматические значения и постоянные морфологические признаки.
    Начальной формой именных частей речи является форма в именительном падеже, единственном числе, мужском роде (кроме имени существительного). Именные части речи в предложении являются чаще главными членами, реже - второстепенными.

    12
    Глава 2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с
    именами в русском языке
    2.1. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с
    именем существительным
    Перечислим ряд трудностей, возникающих при употреблении имен существительных.
    I. Род имен существительных.
    Следует отметить тот факт, что ряд неодушевлённых существительных зачастую с течением времени изменяют родовую принадлежность. К примеру, несколько веков назад существительными женского рода были высокая ботфорта, новая ботинка, серебряная браслета, Петровская табель о рангах, южная санатория, военная госпиталь, стальная рельса, высокая тополь, интересная фильма. Наблюдается и обратный процесс: белоснежная манжета, небольшая мансарда теперь стали существительными женского рода.
    Колебания подобного рода можно найти и в современном русском языке: банкнот и банкнота, вольер и вольера, пушистый выхухоль и пушистая выхухоль, георгин и георгина, заусенец и заусеница, оладушек и оладушка, испанский и испанская падеспань, пилястр и пилястра, спазм и спазма, старинный и старинная псалтырь, чинар и чинара [15, стр. 97].
    Однако литературные варианты родовых форм отличаются от просторечных форм, ошибочных с точки зрения норм современного русского литературного языка. Стоит отметить существительные, использующиеся чаще во множественном числе как наименование парных предметов: тапки, сапоги, валенки. Особого внимания заслуживает родовая принадлежность таких парных существительных как женская босоножка, новый ботинок, кожаный бот, войлочный валенок, футбольная бутса, спортивная кроссовка, оранжевый мокасин, офицерский погон, железный рельс, детская сандалия, домашняя тапка (тапочка).
    Зачастую встречаются речевые ошибки при употреблении рода у таких существительных, как тонкий гипюр, старинный канделябр, темный занавес,

    13 нежное монисто, железнодорожная плацкарта, важный корректив, новое мочало, яблочное повидло, длинное щупальце, спелый помидор, яркая простыня, моя фамилия, садовое чучело.
    Очень распространены речевые ошибки в употреблении слов с нулевым окончанием с основой на мягкую согласную или шипящую: высокая антресоль, геометрическая диагональ, легкая бандероль, белая вуаль, моя виолончель, тяжелая гантель, золотая канифоль, молодой картофель, новый кафель, наступить на любимую мозоль, свежий овощ, дорогой отель, тяжелый рояль, косая сажень, металлический скальпель, кровельный толь, кофейный трюфель, белый тюль, молодая фасоль, белый ферзь, мягкая фланель, детский шампунь [15, стр. 99].
    Род у несклоняемых нарицательных существительных может быть определен с помощью следующей памятки:
    1) большинство неодушевлённых несклоняемых существительных относится к среднему роду независимо от значения и конечной согласной: троллейбусное депо, справедливое жюри, долгожданное интервью, широкое шоссе. Лишь у нескольких существительных род мотивируется родовым понятием или старой формой: седьмая авеню (улица), невкусная кольраби
    (капуста), черный кофе (старые формы: кофий, кофей родовым понятием –
    «напиток», мясная салями (колбаса), неудачный пенальти (штрафной удар), знойный сирокко (ветер);
    2) род существительным, называющим лица, присваивается в зависимости от реального пола этого лица: английский денди, молодая леди;
    3) род существительных, называющих лицо по профессии, в основном мужской, хотя может быть и женским: военный атташе, хороший конферансье, молодой маэстро (подобное явление наблюдается и среди склоняемых существительных: опытный доцент Воробьева, новый врач
    Сурикова);
    4) названия птиц и животных в основном относят к мужскому роду: маленький колибри, весёлый шимпанзе. Если нужно указать на самку, тогда

    14 существительные употребляются в контексте: шимпанзе кормила детёныша.
    Лишь у нескольких слов род определяется значением родового понятия: соленая иваси (сельдь), огромная цеце (муха);
    5) род несклоняемых имён собственных определяется по роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), прекрасный Капри (остров), либеральная «Ньюс кроникл» (газета).
    Рассмотрим родовую принадлежность аббревиатур [15, стр. 102]:
    1) род аббревиатур, как правило, определяется по роду главного слова в полном наименовании:
    ООН приняла резолюцию
    (Организация
    Объединенных Наций); РФ была представлена специальной делегацией
    (Российская Федерация); РИА сообщило (Российское информационное агентство);
    2) в том случае, когда слово сокращено до первых звуков и склоняемо, то его род определяют не по главному слову, а на общих основаниях – по конечному звуку основы и окончанию: поступить в технический вуз (ср.: высшее учебное заведение). Иногда этот же принцип действует и среди несклоняемых сложносокращённых слов: ТАСС уполномочен заявить
    (Телеграфное агентство Советского Союза).
    Род сложносоставных слов [15, стр. 104]:
    1) обычно определяется по слову, выражающему более общее понятие: красивая бабочка-адмирал;
    2) если понятия являются равноценными, то род определяется по первому из них: удобное кресло-кровать, новое кафе-ресторан;
    3) если первая часть сложносоставного слова утратила изменение, то род определяется по второй, изменяемой части: удобная плащ-палатка, в удобной плащ-палатке; новая вакуум-лампа, о новой вакуум-лампе; интересная роман- газета, в интересной роман-газете. Причем нужно обратить внимание на то, что слова типа кафе-ресторан не подчиняются этому правилу, что объясняется несклоняемой первой частью.

    15
    II. Именительный падеж множественного числа.
    Историческое развитие системы склонений существительных в русском языке породило большое количество окончаний в форме именительного падежа множественного числа.
    1) В настоящее время среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены два окончания: -ы/-и и -а/-я, причём в разговорной речи и просторечии особой продуктивностью отмечено окончание -а/-я: дома, директора, профессора. Использование того и другого окончания определяется рядом факторов [17, стр. 201]:
    1. окончание -а/-я имеют существительные, которые обозначают парные понятия: глаза́, рукава́;
    2. односложные слова имеют во множественном числе окончание - ы/-и (торты, флоты), но есть и исключения (дома́, сорта́);
    3. окончание
    -а/-я, имеют двусложные существительные множественного числа с ударением на первый слог: ка́тер – катера́, шо́мпол – шомпола́. В том случае, когда ударение в начальной форме падает на второй слог, то во множественном числе распространено окончание -ы/-и: арбу́з – арбу́зы;
    4. в трёхсложных и многосложных словах распространено окончание -ы/-и с ударением на середине слова: апте́кари, догово́ры;
    5. иноязычные слова с финалью -ёр/-ер и ударением на последний слог как правило имеют окончание -ы/-и: офице́р – офице́ры, киоскёр – киоскёры, шофёр – шофёры;
    6. латинские слова с финалью -тор/-сор обычно имеют окончание - ы/-и (компью́теры, проце́ссоры), но у одушевлённых существительных, часто употребляемых в речи, распространено окончание -а/-я: коммента́торы, ле́кторы, нова́торы – директора́, профессора́, доктора́;
    7. у двусложных и трехсложных существительных с ударением на первом слоге и с финалью -л/-ль и -р/-рь имеется окончание -а/-я: ки́вер – кивера́, ки́тель – кителя́.

    16
    Одно и то же существительное может одновременно попасть под действие нескольких взаимоисключающих факторов. Как раз в таких ситуациях размножаются их допустимые варианты в речи. К примеру, слова фа́ктор, ве́ктор являются двусложными, имеющими ударение на первом слоге, поэтому во множественном числе они могли бы иметь окончание -а/-я. Но это неодушевлённые существительные латинского происхождения с финалью - тор, поэтому они имеют окончание -ы/-и: фа́кторы, ве́кторы.
    Использование окончания может определяться значением и сочетаемостью слова: борова́ (горизонтальные части дымоходов) и бо́ровы
    (самцы свиньи), кондуктора
    ́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в стане (части механизма), корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного; меха́ (шкуры животных) и кузнечные ме́хи, о́браз в романе и образа́ святых, рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги, пово́дья для лошади и по́воды (побуждения), пояса́ халатов и часовые пояса́ (допускается – часовые по́ясы), про́пуски букв и заводские пропуска́, соболя́ (меха) и со́боли
    (животные), банковские счета́ и офисные счёты, сыновья́ от второго брака и сыны́ отечества, электрические то́ки и тока́ в поле, то́ны в музыке и тона́ в живописи, нажать на тормоза́ и устранять то́рмозы в работе, духовные учи́тели и школьные учителя́, хле́бы в печи и хлеба́ в поле, цвета́ (краски) и цветы́
    (растения), ю́нкеры (крупные помещики в Германии) и юнкера́ (воспитанники военных училищ).
    2) Окончание -а/-я в основном имеют все существительные среднего рода второго склонения множественного числа: лицо – лица. Выделим несколько существенных моментов, которые могут помочь преодолеть трудности речи [17, стр. 208]:
    1. окончание -а/-я обычно бывает безударным: стёкла, сёла, вёдра;
    2. начальная форма отличается ударным последним слогом: стекло́, село́, ведро́;
    3. не исключается ударный вариант окончания -а/-я, при этом начальная форма таких существительных имеет ударение на основе: зеркала́ –

    17 зеркало. Редко существительные среднего рода могут иметь окончание -ы/-и: плечо́ – пле́чи.
    4. можно услышать неверное использование окончания -ы/-и у существительных среднего рода вместо -а/-я: пятны (пятна).
    3)
    Определенный набор слов имеет нестандартную форму именительного падежа множественного числа [17, стр. 212]:
    1. существительные мужского рода на –ёнок во множественном числе имеют суффикс -ят- и безударное окончание -а: котенок – котята, поросенок – поросята;
    2. существительные на -анин/-янин во множественном числе оканчиваются на -ане/-яне: крестьянин – крестьяне, гражданин – граждане, армянин – армяне.
    4) Рассмотрим те случаи, когда существительное имеет одну форм числа [10, стр. 300]:
    1. собирательные и абстрактные существительные имеют лишь форму единственного числа: молодёжь, бельё, добро, вера;
    2. некоторые существительные не имеют форму единственного числа: ножницы, штаны;
    3. названия веществ, как правило, тоже могут быть представлены только в какой-либо одной форме числа: соль, уголь, варенье.
    III. Родительный падеж множественного числа.
    Образование данной формы существительного можно воспользоваться следующей памяткой:
    1. если в начальной форме слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое: дом – домов;
    2. если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым: земля – земель, петля – петель.

    18 3. набор существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание: один солдат – много солдат; один грузин
    – много грузин, один цыган – много цыган;
    4. существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например: слова женского рода: доля – несколько доле́й, кегля – несколько ке́глей; слова среднего рода: болотце – несколько боло́тцев, верховье – нет верхо́вьев, дно сосуда – нет до́ньев, дре́вко – нет дре́вков, личико – несколько личиков, остриё
    – нет остриёв, платье – несколько пла́тьев, устье – несколько у́стьев, шило – несколько ши́льев.
    До сих пор в современном русском языке встречаются просторечия, с двумя противоположными тенденциями [10, стр. 308]:
    1. окончание -ов/-ев, относящееся к существительному мужского рода второго склонения, заменяет другие окончания (нулевое, -ей): много людёв, местов;
    2. в просторечном языке можно встретить форму с нулевым окончанием тогда, когда литературный язык допускает только форму с ненулевым окончанием: спахать десять гектар земли (вместо гектаров).
    Эти моменты стали показателем уровня речевой культуры человека.
    Морфологические ошибки в образовании данной формы стали использовать в языковой игре деловой речи, намеренно, с целью создания комического эффекта: «Сколько людьёв-то! Делов-то».
    Следует так же придерживаться следующей памятки при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях [10, стр. 316]:
    1) у существительных второго склонения окончания -ов/-в, -ей распределены так:
    1. существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й имеют основное окончание -ов/-ев: гениев, шофёров;

    19 2. существительные мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую имеют основное окончание -ей: полей, жителей;
    3. существительные на -анин/-янин (кроме слова семьянин, не имеющего формы множественного числа), а также слова барин, боярин, господин, татарин имеют нулевое окончание с отсечением -ин: славян, татар, бар, граждан.
    2) у существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную окончания нулевое и –ов распределены так:
    1. окончание –ов встречается в названиях фруктов и овощей: шесть огурцов, шесть мандаринов;
    2. нулевое окончание встречается: в названиях парных предметов: пара чулок, пара валенок; в названиях национальностей на –н и -р: нет цыган, нет румын, но: нет бедуинов, нет бушменов, нет сванов; в наименования военнослужащих: нет солдат, нет партизан; но: нет сапёров, нет минёров, нет гусар и гусаров, нет драгун и драгунов, нет гренадер и гренадеров, нет кирасир и кирасиров, нет улан и уланов;
    3. существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом), как правило имеют в родительном падеже множественного числа две формы – с окончанием –ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо: сто вольт, сто ампер, сто герц, сто ом, сто рентген.
    4. у существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат в счётной форме допускаются обе формы – с окончанием –ов и с нулевым окончанием: десять граммов и десять грамм; десять килограммов и десять килограмм; пять каратов и пять карат.
    3) Существительные первого склонения имеют нулевое окончание, если присутствует ударение на основе в начальной форме: ту́фля – ту́фель, я́блоня – я́блонь, цап́ля – ца́пель, сва́дьба – сва́деб.

    20
    Окончание –ей встречается у существительных, имеющих ударение на последнем слоге начальной формы: свеча́ – свече́й, статья́ – стате́й, семья́ – семе́й, бадья́ – баде́й, бахча́ – бахче́й.
    Следует быть внимательным с образованием формы родительного падежа множественного числа существительных, которые имеют в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа – нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля – нет пе́тель.
    4) Существительные, употребляющиеся лишь во множественном числе, чаще имеют нулевое окончание: деньги – денег, макароны – макарон, чернила – чернил, опилки – опилок.
    1. наряду с этим некоторые существительные все же имеют ненулевое окончание. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную: джинсы – джи́нсов, клипсы – кли́псов, обои – обо́ев;
    2. окончание –ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную: ро́звальни – ро́звальней, схо́дни – схо́дней, я́сли – я́слей, ку́дри – кудре́й, гу́сли – гу́слей;
    3. как равноправные функционируют варианты: гра
    ́бли – гра́бель и гра́блей, ходу́ли – ходу́лей и ходу́ль, бу́дни – бу́дней и бу́ден.
    5) В случае окончания основы существительного в начальной форме на сочетание двух согласных (полотенце, дупло, кукла, песня), при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание согласными появляется беглая гласная о и е: полотенец, дупел, кукол, песен.
    6) Следует осторожно образовывать форму родительного падежа множественного числа у таких существительных как: бурят – нет буря́т и буря́тов, зять – нет зятьёв, коммента́рий – нет коммента́риев, копы́тце – нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в – нет корректи́вов, низо́вье – низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье – нет подмасте́рьев, поле́нце – нет поле́нцев и поленец, ту́рок – нет ту́рок, у́хо – без уше́й, ши́ло – нет ши́льев.
    IV. Склонение существительных и словосочетаний.

    21 1) Среди существительных выделены довольно неоднородные группы несклоняемых существительных. Они имеют лишь одну форму и не изменяются в разных синтаксических позициях [3, стр. 223]:
    1. иноязычные слова на гласные: -о, -у, -ю, -и, -е, ударное –а
    ́: метро, рагу, меню, кофе, буржуа́;
    2. иноязычные названия лиц женского пола: леди, мадам, фрау;
    3. русские фамилии на -ово
    ́, -аго́, восходящие к формам родительного падежа единственного числа прилагательного (Дурново, Живаго); на -ых/-их
    (мужские и женские), восходящие к форме родительного падежа множественного числа прилагательного (Седых, Долгих). В разговорной речи возможно склонение фамилий на -ых/-их: у Черныха, к Черныху;
    4. украинские по происхождению фамилии на -ко: Лепко
    ́, Шевче́нко.
    Склонение фамилий на –ко встречается крайне редко, обычно в разговорной речи или в художественной литературе: у Шевченки;
    5. иноязычные по происхождению и образованные по иноязычным образцам женские личные имена, оканчивающиеся на твёрдую согласную:
    Шмидт, Суок, Жаклин. Подобные имена и фамилии, называющие лиц мужского пола, склоняются: Я познакомился с Джоном Смитом и с Джейн
    Смит; произведения Эриха Марии Ремарка. Исключения составляют: братья
    Гримм, братья Райт, взгляды Жан-Жака Руссо. Кроме того, иноязычные женские имена на мягкую согласную обычно склоняются: дружить с Нинелью, легенда о Юдифи;
    6. иноязычные имена и фамилии, оканчивающиеся на гласную (кроме гласной –а); французские имена и фамилии на ударную -а́/-я́: познакомиться с
    Отто Шоу; романы Золя; но: режиссер Куроса́ва – фильмы Куроса́вы.
    2) Сложные слова с первой частью пол- (полчаса, полдюжины) в косвенных падежах меняют первую часть пол- на полу-: полчаса – около получаса, полгода – не более полугода.
    3) При склонении сочетаний типа первое марта меняется только первая часть: к первому марта.

    22 4) Форма винительного падежа совпадает с формой родительного, если существительное одушевлённое (встретить брата), и с формой именительного падежа, в том случае, когда существительное неодушевлённое (найти гриб, загнать шар в лузу).
    Следует обратить внимание на склонение следующих групп существительных [3, стр. 227]:
    1. названия карточных фигур склоняются по правилам склонения одушевленных существительных: валета, туза;
    2. названия небесных тел, образованные от имен античных богов, склоняются по правилам неодушевленных существительных: наблюдать
    Юпитер;
    3. существительные с суффиксами –тель, -чик, -щик, обозначающие людей по роду их деятельности, склоняются по правилам одушевленных существительных: учителя, мастера; если подобные существительные обозначают механизм, прибор, орудие, то они склоняются по правилам неодушевленных существительных: нажать выключатель, сконструировать истребитель;
    4. у многозначных слов и омонимов может быть смысл одушевленного и неодушевленного существительного, поэтому форма винительного падежа может быть различной, что зависит только от значения слова: рассматривать звезды на небе – рассматривать звезд экрана.
    5) Предложный падеж единственного числа неодушевлённых существительных мужского рода второго склонения может иметь два варианта окончаний: -е и -у/-ю:
    1. окончание –е (безударное) употребляется тогда, когда существительное выполняет функцию дополнения: думать о саде;
    2. окончание -у
    ́/-ю́ (ударное) используется тогда, когда присутствуют предлоги в или на, при этом существительное выполняет функцию обстоятельства места, времени, образа действия: работать в саду;

    23 3. иногда выбор окончания зависит от значения и сочетаемости существительного: быть не в духе – как на духу; в первом ряду – в ряде случаев;
    4. иногда варианты падежной формы с окончанием –е характеризуются как нейтральные, варианты с -у/-ю – как разговорные, разговорно- профессиональные: работать в цехе и работать в цеху; быть в отпуске и быть в отпуску.

    24
    2.2. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с
    именем прилагательным
    Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.
    При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности [13, стр. 313].
    1) Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней.
    Такие формы как более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом –ей.
    2) В тех случаях, когда основа прилагательного оканчивается на г, к, х, образование сравнительной степени сопровождается появлением суффикса –е
    (с чередованием согласной): лёгкий – легче, тугой – туже, сухой – суше.
    1. Суффикс -е с чередованием согласных так же возникает при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк: богатый – богаче, молодой – моложе, простой – проще.
    2. Употребление форм простее, молодее является грубой ошибкой.
    Наряду с этим в просторечном языке суффикс –е может встречаться регулярнее, чем в литературном языке (например, слабже, послабже).
    Конечно, в литературной речи использование подобных слов недопустимо.
    3) Суффикс –ше позволяет образовывать формы сравнительной степени только у нескольких прилагательных: старый – старше, ранний – раньше, горький – горше, тонкий – тоньше, долгий – дольше, далёкий – дальше.
    4) Прилагательные могут образовывать сравнительную степень с помощью другого корня: плохой – хуже (не хужее), хороший – лучше, маленький – меньше.

    25 5) Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более трудный, более хороший; наиболее трудный, самый хороший.
    Будет неверным одновременное использование обоих способов выражения сравнения: слова более-менее или самый-наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Эта ошибка очень часто встречается в речи: сегодня она была более грустнее, чем вчера; он самый величайший физик в мире. Исключением являются формы: самый лучший, самый худший [13, стр. 320].
    Такие же требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий: ей более трудно, чем тебе; ей труднее, чем тебе.
    Не от всех качественных прилагательных можно образовать степени сравнения с помощью суффиксов. Не образуют таких форм слова: блестящий, бессмертный, боевой, ближний, больной (о человеке), бурный, вечный, верхний, волевой, возможный, выдающийся, героический, глухой (о человеке), гордый, голый, дальний, давний, деловой, жестокий, знакомый, косой, кривой (о человеке), краткий, мёртвый (не живой), могучий, мирный, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, постоянный, последний, правый (правдивый), похожий, пустой, развитой, рваный, ранний, робкий, спорный, слепой, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный.
    Ряд перечисленных прилагательных не могут быть использованы в сравнительной степени из-за оригинальности своего значения: нельзя быть более или менее бессмертным. Другие прилагательные можно использовать в сравнительной степени, но из-за формальных характеристик у них отсутствует эта форма или она малоупотребительна.
    Обобщим условия, которые следует учитывать при формировании сравнительной и превосходной степеней прилагательных [13, стр. 327].

    26 1. Прилагательное в сравнительной степени следует употреблять в сочетании с родительным падежом имени (он красивее сестры) или в объединении с союзом чем (дыни слаще, чем арбузы). Данные формы указывают на объект сравнения.
    Без зависимого имени, которое указывает на объект сравнения, прилагательное в сравнительной степени может употребляться в двух случаях:
    1.1. когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста (я знаком со всеми альбомами этого исполнителя, последний альбом самый потрясающий);
    1.2. когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию (память о солнце в сердце слабеет, желтей трава).
    2. Используя прилагательные в превосходной степени нужно указывать круг предметов, из которых один выделяется наделенный тем же качеством в наибольшей степени (он был самым лучшим спортсменом в классе).
    Превосходную степень не стоит использовать тогда, когда сопоставление является некорректным. Например: «А. Блок – талантливейший поэт России» - некорректное высказывание. Каждый из великих русских поэтов оригинален. Лучше использовать конструкцию: «А. Блок – один из талантливейших поэтов России».
    Иногда такое употребление является намеренными и связано с определёнными целями. К примеру, высказывание И.В. Сталина о поэте В.В.
    Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

    27
    2.3. Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с
    именем числительным
    Трудные вопросы морфологии, связанные с именем числительным, чаще всего связаны с его изменением по падежам и сочетанием с существительным. Разберем их подробнее.
    1) Норма русского языка предусматривает склонение каждого из слов и частей в составных и сложных количественных числительных. Устная речь, несомненно отличается. Обычно склоняется только последняя часть.
    Правильная форма: с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями; в устной речи типично – с пятьсот шестьдесят тремя рублями [2, стр. 187].
    1. Большинство числительных склоняется по третьему склонению.
    2. Числительное тысяча изменяется, как существительное первого склонения: с тысячей.
    3. Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах единую форму: сорока, ста. Однако, в составе сложных числительных стоит употреблять формы: о трёхстах, с тремястами.
    2) Склонение составного порядкового числительного сопровождается изменением только последней части. Именно она имеет форму порядкового числительного, которая совпадает с формой полных прилагательных.
    Остальные части имеют форму количественного числительного, но не изменяются: тысяча девятьсот сорок первый год – в тысяча девятьсот сорок пятом году.
    3) Собирательные числительные (двое, трое) используются только с существительными мужского рода, обозначающими детёнышей животных или имеющими только форму множественного числа: двое парней, двое котят.
    Собирательные числительные обозначают лишь количество от двух до десяти.
    При указании на число более десяти лиц мужского пола и детёнышей животных стоит употребить количественные числительные: пятнадцать ребят, пятнадцать поросят.

    28 4) Местоимение-числительное «оба» имеет две родовые формы: оба (не обои) – мужской и средний род; обе – женский род: в обоих государствах, в обеих странах. То же самое можно сказать о числительном «полтора» (полтора миллиона, полторы тысячи). В косвенных падежах это числительное имеет форму «полутора» (около полутора миллионов рублей). Аналогичную форму в косвенных падежах имеет числительное полтораста (около полутораста рублей).
    5) Словосочетания «числительное плюс существительное» по-разному ведут себя в именительном и косвенных падежах.
    1. В именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (отдать пятьдесят пять рублей).
    2. В косвенных падежах главным словом становится существительное, а числительное согласуется с ним (о пятидесяти пяти рублях). В просторечии встречается ошибка, когда и в косвенных падежах существительное ставится в родительном падеже (о пятидесяти пяти рублей).
    3. Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление зависимым существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей.
    6) Использование форм существительного в единственном или во множественном числе зависит от следующих условий [2, стр. 190].
    1. При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа (два дня, четыре яблока), при числительных от пяти и далее существительное ставится в форму множественного числа (пять дней).
    2. Числительное полтора в именительном и винительном падеже управляет существительным в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа (полтора часа – около полутора часов). То же самое относится к числительному полтораста.

    29
    Заключение
    Исследование трудных вопросов морфологии, связанных с именами в русском языке показывает, что трудности в речи возникают тогда, когда есть вариативность произношения. Русский язык очень богат, а, следовательно, в нем довольно много спорных, трудных для запоминания моментов.
    В ходе данной работы мы исследовали трудные вопросы морфологии, связанные с именами в русском языке. Для этого нами проведен теоретический обзор литературы по данной теме, дана характеристика такому разделу русского языка как морфология; дана характеристика именным частям речи; исследованы трудные вопросы морфологии, связанные с именем существительным, прилагательным, числительным.
    Таким образом, считаем цель данной работы достигнутой, задачи – выполненными.

    30
    Список литературы
    1)
    Белошапкова В.А. Современный русский язык. — М. - 2011. – 160 с.
    2)
    Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ. - 2013. — 240 с.
    3)
    Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. – М.: Наука. -
    2011. – 309 с.
    4)
    Киселев И.А. Современный русский язык. Морфология. — Минск:
    Вышэйшая школа. - 2012. — 335 с.
    5)
    Козырева Т.Г. Современный русский язык. Имя прилагательное.
    Имя числительное. Местоимение. — Минск: Вышэйшая школа. - 2011. — 166 с.
    6)
    Колодезнев В.М. Морфология русского языка: практический курс: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС. - 2013. — 264 с.
    7)
    Лекант П.А. Современный русский язык. — М.: Высшая школа. -
    2012. — 399 с.
    8)
    Новиков Л.А. Современный русский язык. – СПб. - 2011. – 532 с.
    9)
    Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. – М.:
    Наука: Школа «Языки русской культуры». - 2013. – 275 с.
    10) Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику. – М.:
    Едиториал УРСС. - 2013. – 384 с.
    11) Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Учебное пособие для студентов-филологов заочного обучения. — М.: Высшая школа. - 2012. — 559 с.
    12) Руденко А.А. Современный русский язык. Словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. –
    Минск: БГУ. - 2012. - 48 с.
    13) Стариченок В.Д. Современный русский язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, словообразование, морфология: учебное пособие. — Минск: Вышэйшая школа. - 2011. — 430 с.

    31 14) Чеснокова Л.Д. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц: морфология. — Ростов н/Д: Феникс. - 2012. — 303 с.
    15) Шанский Н.М. Современный русский литературный язык.
    Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Н.М. Шанский
    [и др.]; под ред. Н.М. Шанского. — Л.: Просвещение . - 2011. — 584 с.
    16) Шеболдина Л.В. Морфология современного русского языка (имя существительное, имя прилагательное). - Могилев: Изд-во МГПИ. - 2013. —
    34 с.
    17) Шуб П.П. Русский язык. Морфология: учебник для школ с углубленным изучением русского языка. - Минск: Народная асвета. - 2012. —
    391 с.


    написать администратору сайта