Главная страница
Навигация по странице:

  • Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками Москва, 2016Содержание Введение

  • Глава II .

  • Глава III .

  • Выводы

  • Объект исследования

  • Теоретическая и практическая значимость

  • 1.2. Понятие скоростных способностей в теории и методике спортивной подготовки

  • 1.3. Развитие скоростных способностей лыжников-гонщиков в старшем школьном возрасте

  • 1.4. Задачи, методы и средства развития скоростных способностей спортсменов.

  • 1.5. Тактическая подготовка

  • Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками. Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, зани. Рябова Анна Алексеевна Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками


    Скачать 295 Kb.
    НазваниеРябова Анна Алексеевна Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками
    АнкорСкоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками
    Дата24.09.2018
    Размер295 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСкоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, зани.doc
    ТипРеферат
    #32339
    КатегорияДоп. образование
    страница1 из 3

    Подборка по базе: Лобач Анна Александровна 306 группа 2 тема Пропедевтика.docx, РП подготовка е ЕГЭ по истории.docx, Акушерство и гинекология Общая врачебная подготовка 2014 год..do, Акушерство и гинекология Общая врачебная подготовка 2014 год..do, Тема 1 Подготовка автомобиля к выезду на линию.docx, Военно-физическая подготовка в русской армии.docx, Конькобежная подготовка.docx, 36_Магамедова Анна 9.docx, Русский язык и культура речи Билецкая Анна.docx, Акушерство и гинекология Общая врачебная подготовка 2014 год..do
      1   2   3



    Рябова Анна Алексеевна

    Скоростная подготовка учащихся старшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками


    Москва, 2016

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..…3

    Глава I. Особенности развития скоростных качеств у детей 15-17 лет занимающихся лыжными гонками………….................................………….......4 1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 15–17 лет..........…………4

    1.2. Понятие скоростных способностей в теории и методике спортивной подготовки..............................................………………………………………....7

    1.3. Развитие скоростных способностей лыжников-гонщиков в старшем школьном возрасте.……………............................…………………………..….15

    1.4. Задачи, методы и средства развития скоростных способностей спортсменов..............................................………………………………………20

    1.5. Тактическая подготовка...........................................................................23

    Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………………..27

    2.1. Цель и задачи исследования………………………………………………..27

    2.2. Методы исследования………………………………………………………27

    2.3. Организация исследования…………………………………………………29

    Глава III.Результаты исследования..................……………………………......31

    3.1. Проведение исследования с помощью тестирования, методика развития скорости................................................................................. ……………………31

    3.2. Проведение начального и заключительного тестирования........................33

    3.3. Анализ полученных результатов…………………………………..………37

    Выводы………………………………………………………………………….39

    Практические рекомендации………………………………………………..40

    Список использованной литературы………………………………………..41
    Введение

    Актуальность проблемы. Скоростная подготовка, является составной частью современного тренировочного процесса, направлена на увеличение функционального потенциала спортсменов и достижение более высокого уровня результативности в спорте.

    Скоростная подготовка для лыжников-гонщиков имеет огромное значение при преодолении подъемов и в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах и т. д., которые ухудшают скольжение и работоспособность спортсменов. На данном этапе развития лыжного спорта большое внимание уделяется возрастной преемственности средств и методов скоростно-силовой подготовки и их доле в общем объёме тренировочных нагрузок.

    Цель исследования: применить методику развития скоростных качеств  и оценить эффективность методики на контрольных испытаниях на примере учебно-тренировочной группы второго года обучения (девушки старшего школьного возраста).

    Объект исследования: учебно-тренировочный процесс лыжниц-гонщиц 15-17 лет.

    Предмет исследования: методика развития скоростных качеств лыжников 15-17 лет.

    Гипотеза исследования основывается на предположении, что грамотно-спланированная лыжная подготовка будет способствовать более успешному развитию скоростных качеств лыжниц-гонщиц 15-17 лет.

    Теоретическая и практическая значимость состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики.


    Глава I. Особенности развития скоростных качеств у детей 16-17 лет занимающихся лыжными гонками

      1. Анатомо-физиологические особенности детей 15–17 лет

    Возраст 15-17 лет относится к старшему школьному возрасту. В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес - 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно - 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека [16].

    Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, - средний и старший школьник быстрее утомляется. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека.

    Артериальное давление с повзрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). Сердце юношей на 10–15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6–8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [14].

    Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются). Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. Число дыхательных движений у старшего школьника - как у взрослого человека. Хорошо развиты верхние дыхательные пути. С поднятием свода носоглотки последняя становится шире. Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены. Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости. Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки [18]. На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов передвижения на лыжах, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка по лыжным гонкам, где большее внимание уже начинают уделять развитию выносливости. В ходе специальной подготовки на этом этапе лыжники участвуют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество стартов за сезон и длина дистанций соревнований должны строго соответствовать возрасту лыжников; не следует допускать превышения норм, установленных правилами соревнований и официальными программами по лыжному спорту (например, программами для ДЮСШ). При планировании нагрузок необходимо внимательно относиться к определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема передвижения на лыжах с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок) порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом — результаты юношей растут, а последствия этого скажутся только на последующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организаций, работающих с лыжниками указанного возраста. После окончания школы спортсмены уходят в вузы, на производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие тренеры, которые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными еще молодых лыжников [14] .

    1.2. Понятие скоростных способностей в теории и методике спортивной подготовки

    Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Под быстротой принято понимать комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, термин «быстрота» в последние годы заменили на понятие «скоростные способности». Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся [1, 2]:

    -Скорость двигательной реакции;

    -Скорость одиночного движения;

    -Частота движений (количество движений в единицу времени).
    К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:
    -Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном спорте, рывки в футболе);

    -Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости – в беге,плавании и других циклических локомоциях;
    -Способность быстро переключаться с одних действий на другие [3].

    Таким образом, в качестве основных видов скоростных способностей различают: быстроту простой и сложной реакции; быстроту выполнения отдельных двигательных актов; быстроту, проявляемую в темпе (частоте) движений . Быстрота двигательной реакции характеризуется минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную реакцию. Различают простые и сложные двигательные реакции. Время простых реакций значительно короче времени сложных. Простая реакция - это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал. Реакция выбора - это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов [1, 4]. Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой. Взрывная сила – отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [32]. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат. Исследованиями установлено, что все указанные виды или формы скоростных качеств относительно независимы. Это значит, что спортсмен, обладающий высокой скоростью двигательной реакции, совсем не обязательно должен быть быстр в выполнении отдельных двигательных актов и обладать высокой частотой движений. Относительная независимость различных видов проявления скоростных способностей человека объясняется специфичностью физиологических механизмов, лежащих в их основе. Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать её. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т. д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
    -Состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
    -Морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т. е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
    -Силы мышц;
    -Способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
    -Энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота -АТФ и креатинфосфат - КТФ);
    -Амплитуды движений, т. е. от степени подвижности в суставах;
    -Способности к координации движений при скоростной работе;

    -Биологического ритма жизнедеятельности организма;

    -Возраста и пола;

    -Скоростных природных способностей человека.

    С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих фаз:
    -Возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
    -Передачи возбуждения в центральную нервную систему;
    -Проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
    -Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности [5]. Специальные упражнения следует применять с самого начала подготовительного периода тренировки. Выполнение их обязательно нужно разнообразить. Для этого следует чаще изменять условия, в которых упражнения выполняются, используя самые разнообразные варианты (в скорости движения, по мягкому грунту, воде, глубокому снегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими упражнениями, со специальными снарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторения специальных упражнений хорошо развивают силовую выносливость, которая, в свою очередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости гонщика в основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базы для успешного выполнения отдельных элементов техники передвижения на лыжах различными ходами [33].
    Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов. С физиологической точки зрения ведущую роль в проявлении и развитии быстроты играют влияния со стороны центральной нервной системы. На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа. Считается, что при большой скорости движений активность мышц настолько кратковременна, что мышцы работают почти в изометрическом режиме и чем больше скорость, тем больше к изометрическому режиму работы. Наиболее ярко скоростная подготовка проявляется при передвижении по глубокому снегу без лыжни, в подъёмы различной крутизны, при ветре, снегопаде, в оттепель при плохом скольжении. Поддерживать высокую скорость передвижения в таких условиях может лишь спортсмен, который обладает высоким уровнем развития силы и силовой выносливости [16]. Поэтому одной из основных задач в тренировочном процессе лыжников является развитие физических качеств, ведущими среди которых является сила и выносливость. В то же время в понятие физических качеств разные авторы вкладывают различное содержание. Например, Л. П. Матвеев [17] силу понимает как способность мышц производить механическую работу. В. Н. Манжосов [18] характеризует её как способность развивать максимальное напряжение. Более широкий взгляд на понятие силы у В. Н. Платонова [19]. В силовых качествах он выделяет три вида: максимальную силу, скоростную силу и силовую выносливость. Максимальная сила - это наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимально произвольном сокращении. Скоростная сила-это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для

    достижения высших показателей силы в минимально короткое время. Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели. В представленных определениях силы не отражена специфика спортивного упражнения и особенности проявления силовых качеств в соревновательных условиях, т. е. они имеют обобщённый характер. Поэтому большинство специалистов лыжного спорта считают, что силовые качества лыжника-гонщика должны быть специфичными и проявляться в течение всей дистанции лыжных гонок [20, 21] . Авторы полагают, что сила лыжника-гонщика наиболее характерно проявляется в специальных средствах подготовки (имитация, лыжероллеры, лыжи). А под силовой выносливостью следует понимать способность организма выполнять специфическую физическую работу длительно в различных условиях, не снижая эффективности.

    Специалисты утверждают, что физические качества тесно взаимосвязаны между собой, а их выделение проводится весьма условно. Например, при выполнении упражнений на силу проявляется и быстрота, а многократное повторение этих упражнений характеризует качество выносливости.

    Во избежание различного толкования скоростно-силовой подготовленности В. С. Фарфель [22] предложил под этим термином понимать способности спортсмена к проявлению усилий максимальной (оптимальной) мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной структуры движений. В лыжном спорте максимальные усилия проявляются как оптимальные, т. е. доступные спортсмену на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Поэтому при оценке скоростно-силовой подготовленности необходимо использовать тесты, максимально приближенные к соревновательной деятельности лыжников. Так, Г. В. Стародубцев [23, 24] отмечает, что из всех специфических средств в бесснежном периоде скоростно-силовой подготовке отвечает лишь прыжковая имитация в подъём. А из неспецифических наибольшей эффективностью, по его мнению, обладает тридцатискок.

    Известно, что скорость передвижения на подъёмах оказывает значительное влияние на окончательный результат в лыжных гонках [25]. Причём выявлена прямая зависимость увеличения длины шага и скорости на подъёмах. В то же время достоверной связи между увеличением частоты шагов и скоростью на подъёмах не обнаружено. Поэтому, заключает автор, наивысший результат в гонке спортсмен может показать только при оптимальном соотношении скоростно-си- ловой подготовленности и специальной выносливости. Одностороннее развитие способности передвигаться длинным шагом, но неумение поддерживать его на протяжении всей дистанции, как и достаточный уровень выносливости и одновременное неумение передвигаться экономичным длинным шагом, не приведёт к успеху. Необходимо отметить, утверждает автор, что высокорослые спортсмены, при прочих равных условиях, демонстрируют более длинный и менее частый шаг, при повышении скорости - шаг удлиняется, на более коротких дистанциях шаг длиннее и частота выше, на более крутых подъёмах шаг укорачивается, частота движений повышается.пециалисты рекомендуют развивать быстроту и скоростную выносливость [26]. Для этой цели авторы предлагают использовать как специфические упражнения циклического характера (лыжи, лыжероллеры, имитация), так и неспецифические (бег, прыжки, плавание, гребля, велосипед и т. д.).

    Так, для развития скоростных качеств В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов (1979) рекомендуют использовать повторные движения продолжительностью 20-60 секунд с максимальной скоростью и отягощением от 3 до 10-12 кг с интервалами отдыха 2-3 минуты, количеством повторений 4-6 раз. Причём решающее значение имеет высокая интенсивность движений при сохранении достигнутого уровня технической подготовленности. Скоростные качества лыжника-гонщика наиболее ярко проявляются при ускорении на различных участках

    трассы, а также в спортивных результатах на коротких лыжных дистанциях. Способность лыжников поддерживать высокий темп движений при очень быстром передвижении по дистанции различной длины характеризуется как скоростная выносливость [27]. В. Н. Манжосов и В. П. Маркин (1980) указывают, что решать задачу развития скоростной выносливости в основном предназначен интенсивный бег по пересечённой местности [28].

    1.3. Развитие скоростных способностей лыжников-гонщиков в старшем школьном возрасте.

    Достижение высоких результатов в лыжных гонках возможно только при многолетней и круглогодичной подготовке в течение ряда лет. Вся многолетняя подготовка лыжников-гонщиков должна быть построена так, чтобы подвести спортсмена к высшим достижениям именно в указанный возрастной период. При построении многолетней подготовки необходимо учитывать периоды более быстрого естественного развития отдельных физических качеств, что позволит успешно проводить физическую подготовку в целом. Исходя из специфики лыжных гонок как вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки гонщика в настоящее время можно разделить на шесть основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды [6].

    Начальный этап, или предварительная подготовка, приходится на возраст 9-12 лет. Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане общей физической подготовки, как и другие упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скоростно-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно и применение «круговых» занятий. Данный возраст является сенситивным периодом для развития скоростных способностей. Поэтому для повышения анаэробной производительности целесообразно использовать ускорения с максимально возможной скоростью на лыжах, лыжероллерах, бегом, длительностью 8-10 секунд, ЧСС находится в диапазоне 130-150 уд/мин, что способствует быстрой утилизации образовавшейся молочной кислоты и дает возможность не перегружать сердечную мышцу в период полового созревания. Интервал между ускорениями - 1-1.30 минуты. Направленность многолетнего тренировочного процесса на повышение основных физических качеств лыжника-гонщика определяет эффективность специальной работоспособности и спортивных результатов. Развитие физических качеств, имеющих решающее значение для успешного спортивного совершенствования, достигается благодаря целенаправленному применению упражнений, избирательно воздействующих на основные функциональные системы и регулирующие их механизмы. Отсюда следует, что средства тренировки, применяемые для развития скоростных способностей лыжника-гонщика, должны отвечать всей совокупности специфических требований, предъявляемых условиями соревнований, и вызывать благоприятную морфологическую и функциональную перестройку систем организма, способствуя совершенствованию специальной работоспособности спортсмена. Известно, что средства тренировки, используемые в подготовке лыжника , разделяют на основные и вспомогательные. Вспомогательные средства подразделяются на общеразвивающие и специальные [7,8] .

    В летний и осенний этапы тренировки И. Ф. Макропуло, О. И. Сажин [9] основными средствами тренировки считают общеразвивающие и специальные упражнения, ходьбу и бег по пересеченной местности, легкую атлетику, греблю, спортивные и подвижные игры, плавание, езду на велосипеде, имитационные упражнения, ходьбу на роликовых коньках и лыжах-роллерах, тренаж с винтовкой. Приводя классификацию средств тренировки лыжника-гонщика, Э. М. Матвеев [10] определяет круг основных физических упражнения, состоящий из способов передвижения на лыжах. В. Н. Манжосов [11], И. Г. Огольцов [12] называют основные средства тренировки - передвижение на лыжах и лыжероллерах. По мнению М. А. Аграновского [13], основными упражнениями являются все способы передвижения на лыжах: ходы, подъемы, спуски, торможения, повороты, прыжки. В зависимости от методики применения каждое упражнение способствует развитию преимущественно того или иного качества. В бесснежное время года имитация подъемов с палками в сочетании с бегом мощным специальным средством скоростно-силовой подготовки лыжника-гонщика. В тренировке на снегу он рекомендует применять передвижения со сверхсоревновательной скоростью около 5% от объема лыжной подготовки (не учитывая участия в соревнованиях) для развития скоростно-силовых качеств, при соответствии тренировочных трасс соревновательным. Основными средствами повышения специальной выносливости, скоростных способностей для юных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде [11].

    Смешанное передвижение с использованием ходьбы и бега разной интенсивности, относительно продолжительного умеренного бега по пересеченной местности с преодолением подъемов. В соревновательном периоде он рекомендует бег на лыжах с прохождением заданных расстояний на максимальной скорости [6].

    Основные упражнения включают все способы передвижения на лыжах; средства тренировки, применяемые на этапах подготовительного периода - имитация попеременного двухшажного хода в подъемы с палками и без палок в сочетании с бегом на равнине и спусках (шаговая, прыжковая, беговая), выполняемая с низкой, средней, околосоревновательной и соревновательной интенсивностью; специализированная ходьба; лыжероллеры     наиболее универсальное средство технико-тактической и специальной физической подготовки и другие средства, называя почти все из них также основными. На основании изучения научно-методической литературы,  в качестве основных средств для воспитания физических качеств специальной и скоростно-силовой выносливости, скоростных способностей лыжника-гонщика можно использовать:

    - Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с тренировочной скоростью предельной - 100% и большой - 90% напряженности нагрузки (частота сердечных сокращений 140-160 уд/мин.).
    - Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).
    - Скоростной бег на лыжах на отрезках 1/5-1/3 основной соревновательной дистанции (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).
    - Контрольно-тренировочный бег на лыжах (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).
    - Соревнования на лыжах. Наиболее эффективными тренировочными средствами при развитии скоростной выносливости у лыжников-гонщиков в тренировке без снега являются:
    а) Бег с прыжковой имитацией попеременного двухшажного хода в подъемы с палками с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше);
    б) Кроссовый бег на равнине с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше);
    в) Бег на лыжероллерах с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше).
    - В тренировке на снегу при развитии скоростной выносливости к приоритетным тренировочным средствам можно отнести:
    а) Соревнования на лыжах (эстафетные гонки, "короткие" дистанции лыжных гонок);
    б) Контрольно-тренировочный бег на лыжах на "коротких" дистанциях с соревновательной скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше);
    в) Скоростной бег на лыжах на отрезках 1/5-1/3 основной соревновательной дистанции с соревновательной или превышающей ее скоростью (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше);
    г) Повторный бег на лыжах в подъемы малой, средней крутизны и большой длины с соревновательной скоростью - темп 150 шагов в 1 минуту (частота сердечных сокращений 180 уд/мин. и выше). Объём скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков в годичном цикле должен увеличиваться из месяца в месяц. Так, И. Г. Огольцов [29] предлагает следующую динамику повышения скоростной работы: в мае - 7 % скоростно-силовой работы от общего объёма циклической нагрузки (190 км - ООЦН); в июне - 16,8 % (420 км - ООЦН); в июле, августе общий объём циклической нагрузки продолжает увеличиваться при дальнейшем увеличении объёма скоростной работы. Однако отношение объёма скоростнойработы к ООЦН снижается до 11,3 %. Переход от первого этапа ко второму в подготовительном периоде происходит с постоянным увеличением объёма специальной подготовки (с использованием специальных средств). В недельном цикле предусматривается проведение 2-х занятий на лыжероллерах на сильно- и среднепересе- чённой местности с интервалами в 3-4 дня. На третьем этапе, только с третьей недели, автор рекомендует использование специальной скоростно-силовой работы на отрезках 300-600 м в сочетании с совершенствованием технического мастерства.

    Несколько иной подход к использованию средств скоростной подготовки рекомендуется В. К. Кузнецовым [30]. Он считает, что в юношеском возрасте на развитие скоростно- силовой подготовки следует уделять больше времени: до 25 % с применением специальных средств. По его мнению, на первом этапе подготовительного периода развитию скоростно-силовых качеств нужно уделять 18,5 %, на втором - 21,5 % времени от общего объёма нагрузки. В соревновательном периоде это соотношение ещё выше.

    Имеющиеся расхождения у авторов в соотношениях скоростно-силовой подготовки и общего объёма тренировочной нагрузки, вероятно, объясняются различным уровнем подготовленности лыжников-гонщиков, а также различной интенсивностью в использовании средств скоростной направленности.


    1.4. Задачи, методы и средства развития скоростных способностей спортсменов.

    Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Вторая задача  совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.). Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т. е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т. е. скоростные упражнения) [1].
    Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча). Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т. д.).
    Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
    В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
    Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
    Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
    -Методы строго регламентированного упражнения;
    -Соревновательный метод;
    -Игровой метод [5].

    Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:
    1) собственно скоростные упражнения;
    2) общеподготовительные упражнения;
    3) специально подготовительные упражнения.
    Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально) . В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т. п.). [15]. Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблема достижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешных попыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен может сделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь от числа повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концов приведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычных условиях. Например, в спринтерской подготовке мы сталкиваемся с проблемой, когда рост объема тренировочной нагрузки не приводит к росту спортивного результата. Пути предупреждения «скоростного барьера» несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов [6].
    1.5. Тактическая подготовка

    Тактика спортсмена — это искусство ведения соревнования с противником. В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель — достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей — общей и специальной.

    Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

    Специальная тактическая подготовка — это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований [15].

    При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.

    Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.

    Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика.

    В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременные ходы одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный — чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил [16].

    В настоящее время у сильнейших лыжников в связи с высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной подготовки, а также потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются очень тщательно (машинным способом), арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, несколько сузился.

    Лыжники стали применять способы ходов, обеспечивающих в первую очередь высокую скорость передвижения в различных условиях, — попеременный двухшажный, одновременные (бесшажный и одношажный). Одновременный двухшажный встречается редко, а попеременный четырехшажный практически не встречается[15].

      1   2   3


    написать администратору сайта