Главная страница

Курс лекций. Лекции Лектор безрук Борис Наумович Учебник кузнецов Эксплуатация автомобилей 02. 2007 Основные понятия Эксплуатация машин стадия жизненного цикла изделия на которой


Скачать 101 Kb.
НазваниеЛекции Лектор безрук Борис Наумович Учебник кузнецов Эксплуатация автомобилей 02. 2007 Основные понятия Эксплуатация машин стадия жизненного цикла изделия на которой
АнкорКурс лекций.doc
Дата20.09.2018
Размер101 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурс лекций.doc
ТипЛекции
#24874
КатегорияПромышленность. Энергетика

Подборка по базе: Руководство Экология - заочники Лекции (8).docx, Инженерная графика 07,09 конспект лекции.pptx, Вопросы к лекции - Тема 12. Базидиомикоты..doc, Вопросы к лекции 5 (1).docx, Поликл. терапия 5 курс. Лекции.(1).docx, ответы лекции завтра.docx, Аркатова Д. А. БМО-31 Задание по лекции.docx, Вопросы для эссе по лекции Исследовательский протокол.docx, Все 4 лекции.pdf, 2 Лекции по векторной алгебре.pdf

Курс лекции

Лектор- Безрук Борис Наумович

Учебник- Кузнецов «Эксплуатация автомобилей»
8.02.2007

Основные понятия:
1.Эксплуатация машин- стадия жизненного цикла изделия на которой:

-реализуется;

-поддерживается;

-восстанавливается;

его качества.

Эксплуатация изделия включает в себя :

-использование по назначению;

-техническую эксплуатацию.

Техническая эксплуатация-
2.- Часть эксплуатации включающая в себя : транспортирование, хранение, ТО, ремонт

3. Транспортирование- процесс перемещения изделия без использования по назначению

4. Хранение – содержание изделия без использования по назначению в отведенном месте с обеспечением сохранности в течении заданного срока хранения. Хранение обеспечивается за счет комплекса организационно-технических мероприятий обеспечивающих защиту от коррозии, старения, разукомплектования, старения.

5. Техническое обслуживание- комплекс операции или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортированию. При ежесменном обслуживании (ЕО), при ожидании, при хранении.

6. Ремонт- комплекс операции по восстановлению работоспособности или исправности и ресурсов машин.

7. Система ТО и ремонта (Р)- это совокупность взаимосвязанных средств ТО и Р, документации ТО и Р, исполнителей, необходимые для поддержания и восстановления качества изделий входящих в эту систему.

8. Средства ТО и Р: средства технологического оснащения ( парковое или гаражное оборудование) и сооружения, предназначенные для ТО и Р.

9. Метод ТО и Р- совокупность технологических организационных правил выполнения операций ТО.

10. Периодичность ТО и Р – интервал времени или наработка между данным видом ТО или Р и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Наработка машины измеряется в часах работы, километрах пробега, единицах выработанной продукции, по расходу топлива и др.
ТО

ТО-1 - 100 м-ч

ТО-2 – 500 м-ч

ТО-3 – 1000 м-ч
11. Цикл ТО- наименьший повторяющийся интервал времени или наработка машины в течении которого выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями ЭТД все виды периодического ТО.

12. Ремонтный цикл- наим. повторяющийся интервал времени или наработка машины в течении которого выполняются все виды ремонта.

13. Система эксплуатации- совокупность : изделий, средств, исполнителей, технической эксплуатации.

14. Начало эксплуатации- момент ввода машин в эксплуатации.

15. Конец эксплуатации- момент снятия машины с эксплуатации.

16. Снятие с эксплуатации- событие фиксирующее невозможность или нецелесообразность дальнейшего использования по назначению или ремонта по назначению.

17. Качество продукции- совокупность свойств продукции обуславливающей её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением.

18. Свойства продукции- объективная особенность продукции, проявляющаяся при её создании и эксплуатации.

19. Технологическое обслуживание- комплекс операций по подготовке машин к :

- использованию по назначению

- хранению

- транспортированию

и приведению машин после этих процессов в исходное состояние.

20. Запасная часть- составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или исправности машин.

21. Исправность- состояние объекта при котором он соответствует всем требованиям НТД.

22. Работоспособность- состояние объекта при котором он способен выполнять заданные функции, сохранять значения параметров в пределах установленных НТД.

23. Комплект ЗИП- запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для ТО и Р изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей эксплуатации.
Виды ТО:


  1. ТО при использовании:

-ТО при подготовке к использованию по назначению

- ТО при использовании по назначению

- ТО после окончания использования.

2. ТО при ожидании

3. ТО при хранении:

- ТО при подготовке к хранению

- ТО при хранении

- ТО по окончании хранения.

4. ТО при транспортировании:

-ТО до транспортирования

-ТО при транспортировании

-ТО после транспортирования

5. ТО при обкатке

6. Сезонное ТО – выполняемое для подготовки машины в осеннее- зимний и весеннее- летний период.

7. Периодическое ТО- ТО выполняемое через установленные в технической документации значения интервалов наработки или интервалов времени.

8. ТО в особых условиях эксплуатации- природные или другие условия, указанные в НТД, они характеризуются экстремальными значениями эксплуатационных параметров.

Машино-час – время чистой работы за смену.

9. Регламентированное ТО- ТО предусмотренное в НТД и выполняемое с периодичностью и в объем, установленными в ней независимо от технического состояния изделия в момент начала ТО.

10. ТО с периодическим контролем – ТО при котором контроль технического состояния выполняется с установленной в НТД периодичностью и объемом, объем остальных операций определяется техническим состоянием в момент начала ТО.

11. ТО с непрерывным контролем- ТО, предусмотренное в НТД и выполняемое по результатам непрерывного контроля технического состояния.
Методы ТО:


  1. Поточный метод- метод выполнения ТО на специализированных рабочих местах с определенной технологической последовательностью и ритмом.

Ритм- время работы на одном посту.

Такт- время выхода 1 машины после ТО.

  1. Централизованный- метод выполнения ТО персоналом и средствами одного подразделения (организации или предприятия)

  2. Децентрализованный метод- это метод выполнения ТО персоналом нескольких подразделений (организаций, предприятий)

  3. Эксплуатационным персоналом- метод проведения ТО персоналом, работающим на данном изделии при использовании его по назначению.

  4. Специализированным персоналом- метод выполнения ТО персоналом, специализирующимся на выполнении операций ТО.

  5. Метод ТО эксплуатирующей организацией

  6. Метод ТО специализированной организацией (выполнение ТО на СТО, пунктах ТО, фирменных центрах) – метод выполнения ТО организацией специализированной на операциях ТО.

  7. Метод ТО предприятием- изготовителем (фирменный метод ТО)


Ремонт


  1. Капитальный- ремонт выполняемый для: восстановления исправности; полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия, с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

  2. Средний- ремонт выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры. Периодичность среднего равна половине периода капитального ремонта.

  3. Текущий ремонт- ремонт выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене или восстановлении отдельных деталей.

  4. Плановый ремонт- ремонт, постановка на который выполняется без предварительного назначения.

  5. Регламентированный ремонт- ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в документации, независимо от технического состояния в момент начала ремонта.

  6. Ремонт по техническому состоянию- ремонт при котором техническое состояние выполняется периодичностью и в объеме установленном в НТД, а объем и момент начала ремонта определен техническим состоянием изделия.



Методы ремонта.

1.Обезличенный метод- метод ремонта при котором не сохраняется принадлежность составных частей к определенному экземпляру изделия.

2. Не обезличенный - метод ремонта при котором сохраняется принадлежность составных частей к определенному экземпляру изделия.

3. Агрегатный- обезличенный метод при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. ( под агрегатом понимается сборная единица, обладающая свойством полной взаимозаменяемости)

4. Поточный- метод ремонта на специализированных рабочих местах с определенными технологическими последовательностями и ритмом.

5. Метод ремонта эксплуатирующей организации

6. Метод ремонта специализированной организацией – метод выполнения ремонта организацией специализированной на операциях ремонта.

7. Фирменный ремонт- метод выполнения ремонта предприятием изготовителем.
Показатели системы ТО:


  1. Средняя продолжительность ТО (ремонта)- математическое ожидание продолжительности одного ТО ( ремонта) данного вида за определенный период эксплуатации или наработки.

  2. Средняя трудоемкость ТО (ремонта)- математическое ожидание трудоемкость ТО (ремонта) данного вида за определенные периоды эксплуатации или наработки

  3. Средняя стоимость ТО (ремонта) – математическое ожидание стоимости одного ТО (ремонта) данного вида за определенный период эксплуатации или наработку.

  4. Удельная суммарная продолжительность ТО (ремонта)- отношение средней суммы продолжительности технических обслуживаний (ремонтов) в заданной наработке.

  5. Удельная суммарная трудоемкость ТО (ремонта)- отношение средней суммарной трудоемкости ТО (ремонта) к заданной наработке.

  6. Удельная суммарная стоимость ТО (ремонтов)

  7. Коэффициент готовность-вероятность того что изделие окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов в технике – которой применение изделий не предусмотрено.

  8. Коэффициент технического использования- отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии за некоторый период времени к математическому ожиданию сумм времени пребывания изделия в работоспособном состоянии и простоя обусловленного ТО и ремонта за тот же период времени.



Пояснение к некоторым терминам:


  1. ТО содержит регламентированные в конструкционной документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течении всего срока службы.

  2. Под операцией ТО понимают законченную часть ТО составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определённой специальности.

  3. Ремонт- разборка, дефектовка, контроль технического состояния, восстановление, сборка, испытание. Ремонт может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей или сборочных единиц.

  4. Гарантия

В частном случае в системе ТО и Р: материалы, заготовки ,запасные части, эксплуатационные жидкости, т.е. система ТО и Р характеризуется материально- техническим обеспечением которое можно определить как способность обслуживающей организации предоставлять необходимые ресурсы для обеспечения обслуживания и ремонта.

5. Периодические ТО могут различаться содержанием (перечнем) операций.

В этом случае ТО нумеруются в порядке возрастания ТО-1, ТО-2, ТО-3.

6. Сезонное ТО (СТО) включает в себя замену сезонных сортов

эксплуатационных материалов с промывкой системы.

  1. К термину Регламентир ТО- может быть жёстким, может быть с

допуском.

  1. Метод ТО специализированным персоналом.

  2. КР, СР, ТР- все эти ремонты могут быть плановыми.

  3. Внеплановый ремонт проводится с целью устранения отказов или происшествия.

  4. Агрегатный ремонт- может проводится либо после отказа изделия либо по плану. Перечень агрегатов подлежит замене установленной в НТД. Противоположностью агрегатного метода является детальный метод при котором восстанавливаются либо заменяются отдельные детали вышедшие из строя. Показатели системы ТО и Р позволяют оценивать затраты времени , труда и средств.


Виды и методы ТО и Р (квалификация по признакам)



Производственный корпус базы на 100-150 самоходных машин выглядит следующим образом

  1. зона ТО и Р

  2. отделение обкатки двигателей

  3. кузнечно-сварочное отделение

  4. ремонт ДВС

  5. станочное отделение

  6. инженерно –раздаточная кладовая

  7. агрегатное отделение

  8. ремонт спецоборудования

  9. ремонт электрооборудования (автотракторного)

  10. кислотная

  11. аккумуляторная (зарядка)

  12. ремонт гидравлики

  13. мойка агрегатов

  14. ремонт топливной аппаратуры

  15. обойное отделение

  16. диагностика

  17. окрасочное отделение

  18. наружная мойка

  19. подготовка электрооборудования к ремонту

  20. ремонт электрооборудования

  21. ремонт прицепного оборудования

  22. ремонт навесного оборудования


МОН- мастерская общего назначения

Для машин типовые перечни элементов ТО.
Для каждой марки машин в инструкции по эксплуатации предусматривается выполнение перечня операций по каждому виду ТО. Инструкция по эксплуатации основной документ.
ТО при эксплуатационной обкатке:


  1. ТО при подготовке к эксплуатационной обработке:

- осмотр и подготовка к работе аккумуляторов

- проверка уровня масла в составных частях, дозаправка

- смазывание через пресс-маслёнку составных частей

- проверка наружных резьбовых и других соединений машин

- проверка, регулировка натяжных ремней механизмов управления, гусеничных

цепей, давления в шинах.

- заправка охлаждающей жидкостью и топливом

- прослушивание двигателя при работе

- проверка показаний контрольных приборов на соответствие показателей

установленным нормам.

  1. ТО при проведении эксплуатационной обработки:

- очистка машины от пыли и грязи

- проверка внешним осмотром отсутствия течи топлива, масла, электролита и устранения протекания.

- проверка уровня масла в поддоне картера, охлаждающей жидкости и доливка.

- проверка работоспособности ДВС, рулевого управления, систем освещения, сигнализации, стеклоочистителей, тормозов, рабочего оборудования (через 3 смены проверка натяжения ремней вентилятора и генератора)

3. ТО по окончании эксплуатационной обкатки включает следующие операции:

- осмотр

- проверка и регулировка (натяжения приводных ремней, давления в шинах, зазоров между клапанами и коромыслами ДВС, сцепления, механизмов управления и тормозов)

- ТО воздухоочистителей

- проверка и при необходимости восстановление герметичности воздухоочистителей, подтяжка наружных креплений составных частей

- проверка батарей аккумуляторов, клем, наконечников, проводов, вентиляционных отверстий, доливка дистиллированной воды

- слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива, конденсата из воздушных баллонов, очистка центробежного маслоочистителя

- смазывание составных частей машины согласно таблице и карте

- замена масла в двигателе и его частях и трансмиссии

- промывка смазочной системы ДВС

- осмотр, прослушивание в работе составных частей машины

- обнаруженные неисправности должны быть устранены

ТО машины при использовании.


  1. При ежесменном обслуживании (ЕО) должны быть проведены следующие операции:

- очистка от пыли, грязи

- проверка внешним осмотром отсутствия течи топлива, масла, электролита, других технических жидкостей и при обнаружении – устранение подтеканий

- проверка уровней масла в поддоне картера ДВС, охлаждающей жидкости и доливка до уровня

- проверка работоспособности ДВС, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя, тормозов

2. При ТО-1 кроме операции ЕО:

- осмотр машины

- проверка и регулировка натяжения ремней и давления в шинах

- ТО воздухоочистителей

- проверка батарей аккумуляторов, при необходимости очистка поверхности аккумуляторов, очистка клем, наконечников, вентиляционных отверстий в пробках, доливка дестиллированной воды

- слив отстоя из фильмов грубой очистки топлив, масла в тормозных отсеках заднего моста, конденсата из воздушных баллонов, смазывания клем, наконечников проводов

- проверка уровней масла в составных частях машины

- диагностирование
При ТО-2
- очистные работы

- проверка, регулировка зазоров между клапанами и коромыслом, сцепление основного ДВ, привода вала отбора мощности (ВОМ), муфты управления поворотом, тормозные системы колесных машин, сходимости управляемых колёс, свободного хода рулевого колеса, подшипников шкворней поворотных кулачков переднего моста, осевого зазора направляемых колёс, натяжение гусениц, шплинтовка пальцев

- очистка отверстий пробко-баков основного и пускового двигателей

- проверка плотности электролита

- проведение подзарядки батарей, замена на заряженный

- замена масла и смазывание составных частей машины, согласно таблице и карты смазывания

- очистка центробежного маслоочистителя

- проверка наружных резьбовых и других соединений, их подтяжка

- промывка смазочной системы ДВС

- по окончании ТО проверить герметичность соединений, воздухоочистителя и выпускных воздухопроводов ДВС, при наличии сигнала о загрязнении воздухоочистителя следует очистить и промыть воздухоочиститель.

Определение потребности машин в ТО и ремонте.
В эксплуатации всегда возникает потребность

- в определении годового числа ТО и Р для парка машин

- при разработке месячных планов- графиков
Количество ТО и Р за любой период определяется по видам ЕО, ТО1, ТО2, ТО3 (в том числе текущий ремонт)

Имеются нормативные периодичности, трудоемкости и продолжительности простоя.

ТО1 – 100 м.ч.

ТО2 - 500 м. ч. КР=6000 м.ч.

ТО3 - 1000 м.ч.
Система ППР (планово-предупредительный ремонт)
(1) К= ((Тф+Тпл)/t)- Кп, где К- годовое количество
ТО и Р соответствующего вида, Тф- фактическая работа машин на начало планируемого года со времени проведения последнего ТО и Р рассчитываемого вида,

Тпл- планируемая наработка на расчетный год

t- периодичность ТО и Р определенного вида

Кп - - количество всех видов предшествующих ТО и Р.
По формуле №1 расчет потребности в ТО и Р начинают с мероприятий высшего порядка (капитальный ремонт), при расчетах учитываем целое количество ремонтов.

Для выполнения расчетов по формуле №1 необходимо знать наработку каждой машины на начало планируемого периода
К=(1524+1800)/6000=0,54
К=(524+1800)/1000=2,33
По этой формуле можно рассчитать потребность в ТО и Р за любой период времени.

Определение мощности ремонтно-эксплуатационной службы предприятия.
Для определения мощности, … необходимо выполнить технологический расчёт, который включает в себя следующее:
-определение среднегодовой трудоемкости парка машин в ТО и Р

-определение среднегодовой трудоемкости ТО и Р

- расчет потребности в трудоемкостях зоны ТО, зоны ремонта, отделений сторонних организаций и участков ТО и Р, работающих на местах использования машин

-определение потребности в рабочих по специальностям

-определение потребности в парковом оборудовании устанавливаемом во всех отделениях и участках

-определение числа постов для ТО и Р (машиномест) стационарной ремонтной мастерской

-определение площадей эксплуатационного предприятия в целом.
Литература для выполнения технологического расчета

  1. Эксплуатация дорожных машин

  2. Рекомендации по организации технического обслуживания строительных машин МДС 12-8-2000 ЦНИИОМПТ ГОССТРОЯ РФ

  3. Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта


В нормированных документах приведены нормированные данные:

-перечень регламентов ТО и Р

-периодичности ТО и Р

-трудоемкости ТО и Р по видам

-норма простоя машины в ТО и Р (часы, дни)

Определение среднегодовой потребности парка машин в ТО и Р.
В настоящем методе количество ТО и Р для любых машин парка определяется за амортизационный срок службы в годах, а результат будет среднегодовой потребностью парка машин в ТО и Р.
ам

Nкр = t ам /t кр = t ам * 1 / t кр (1)


ам

Nкр – количество капитальных ремонтов за амортизационный срок службы

t ам - наработка за амортизационный срок службы


t пл = t ам / t кр = t год (2)

t пл – планируемая наработка

t кр - периодичность капитальных ремонтов

t год – наработка за год

ам

Nкр = t ам /t сл * 1 / t кр (3)
За год количество ремонтов равно
г

Nкр = t пл * 1 / t кр (4)
Из выражения (4) следует что потребность машин в КР будет равна произведению наработки машины за период на удельную потребность. Если плановая наработка небольшая, то потребность в КР может выражаться дробным числом.

Для определения ТР (в т.ч. ТО3), ТО2, ТО1, необходимо воспользоваться следующими формулами
г

Nтр (то3) = t пл * (1 / t тр - 1 / t кр )
Учитываем число совпадений с капитальным ремонтом.
г

N(то2) = t пл * (1 / t то2 - 1 / t тр )

г

N(то1) = t пл * (1 / t то1 - 1 / t то2 )
Плановая годовая наработка равна

год

(1) tпл = Д раб * t cc * k ти
t cc – среднесуточная наработка (часы)

Д раб - количество рабочих дней машины

k ти - коэффициент технического использования
(2) Д раб = Д кап - ( Д прв + Д м + Д о + Д пер ) дни

Д кап - количество дней в году

Д прв – количество праздничных дней по календарю

Д м - просто по метеоусловиям- нормируется или принимается

Д о – простой в ожидании ремонта

Д пер – время на переоборудование машин
(3) t cc = t cм * n cм * t исп

t исп – коэффициент использования машины в течении смены

n cм – коэффициент сменности

t cм - продолжительность рабочей смены

год год

(4) k ти = t пл / t пл + (t то + t р )

t то- простой в ТО

t р – простой в ремонте

k ти = 1 / 1 + В м * t cc
В м – удельный суммарный простой машины приходящейся на 1 час работы в ТО1, ТО2, ТО3, ТР, КР удельный простой машины приходящейся на 1 час работы определяется произведением удельной потребности машин в этом виде ТО и Р на нормативный простой


написать администратору сайта