Главная страница
Навигация по странице:

  • Объективизм

  • Классический тип рациональности как основа новоевропейского науч. Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные признаки


    Скачать 44 Kb.
    НазваниеКлассический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные признаки
    Дата09.11.2020
    Размер44 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКлассический тип рациональности как основа новоевропейского науч.doc
    ТипДокументы
    #149047

    Подборка по базе: контрольная по теоретическим основам дош. образования 4 курс..do, Контрольная работа по Основам телекоммуникаций.docx, Доклад по основам научно-исследовательской деятельности.odt, Генетический метод, как способ объяснения явлений, основанный на, ТЕСТ по Основам расчёта сварных металлических конструкций для гр, Особенности оснований науки.docx, контр.работа по основам делопроизводства и документооборота.doc, Решение задач по основам аэронавигации.pdf, РП Основания и фундаменты ПГС 2016.docx

    Классический тип рациональности как основа новоевропейского научного мышления и его основные признаки.

    В XVII веке произошла первая научная революция. Ее результатом стало возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.

    Результаты научной революции:

    1.    Гелиоцентризм -  представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты.

    Его значение для науки:

    а) подорвана религиозная картина мира;

    б) показана ограниченность чувственного познания и необходимость критического отношения к показаниям наших органов чувств.

    2. Заложены основы классической механики Галилеем, создана классическая механика Ньютоном.

    Значение для науки: утвердилась механическая картина мира.

    3. Эксперимент – как метод познавательной деятельности.

    4. Сложилась классическая наука. Ее основные моменты:

    • Деизм

    Бог создал мир, но не вмешивается в процессы мироздания, объективные законы неизменны, задача науки – познать законы мироздания и использовать их на практике.

    • Объективизм – главная черта классической науки.

    Объективизм означает:

    1. Стремление познать предмет сам по себе вне его связи с другими;

    2. Истинность полученного знания на все времена;

    Конец формы

    3. Отрицает влияние субъективного фактора на процесс познания и на истину;

    4. Не делает поправку на неточность технических средств познания;

    5. Жесткий детерминизм (причинно-следственная связь);

    6. Механическая картина мира. Метафизика – главный метод познания;

    7. Пространство и время понимаются как абсолютные понятия;

    8. Знание окончательно. Истина абсолютна. Исключается относительность истины (потому что природу создал Бог, она есть неразвивающееся единое целое). Истиной признается то, что соответствует действительности;

    9. Идеальный, свободный от ценностных ориентиров субъект. Он не зависит от познавательных процедур;

    10. Основные методы познания: анализ, синтез, моделирование. Цель познания – практическое использование законов природы;

    11. Сложилось уважительное отношение к умственному и физическому труду.

    Учитывая, что основным направлением становится механика, а это достаточно точная наука, главной чертой классической науки становится объективизм. Объективизм предполагает стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом.

    В классический период возникла собственно наука, естествознание. От естествознания отделилась техническая наука, где выделились два уровня: прикладной и фундаментальный. В 19 в. возникают социально-гуманитарные науки. Таким образом, наука охватила все сферы природы, общества, человека.

    1.       Детерминизм – фундаментальный принцип классической науки. Детерминизм – учение о взаимосвязанности и взаимообусловленности различных сторон и фрагментов действительности.

    Детерминизм противопоставляется Аристотелевской телеологии (учение о целесообразности всего сущего). Галилей считал, что дело науки устанавливать движущие причины явлений, а не цели движения.

    В классической науке особое значение имеет один вид детерминизма – Лапласовский детерминизм. Лаплас в своих трудах изобразил вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. Такой вид детерминизма также носит название механистического детерминизма.

    2. Переход к представлению о бесконечной вселенной. В Античности и в средние века мир представлялся конечным. Джордано Бруно развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Главный из его трудов – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584).

    3. Переход от качественного описания природы к количественному, математическому описанию.

    Разрабатывается новый математический аппарат – дифференциальные и интегральные исчисления (Ньютон, Лейбниц), что дает возможность математически изображать не только состояния, но и процессы.

    4. Классическая наука понимает познание как созерцание, как отражение воздействия объекта. Причем объект познания существует сам по себе, независимо от субъекта и процесса познания.

    Как следствие такого понимания познания появляются следующие убеждения:

    - объективное знание возможно и достижимо;

    - в науке постоянно происходит накопление знаний (кумулятивизм);

    - наука в скором времени достигнет полного, точного, систематического знания о мире.

    5. Механистический характер классической науки – вся природа объяснялась в точки зрения законов механики (редуционизм) и характеризовалась сведением сложного к простому, целого к сумме частей.

    6. Широкое применение приборов и экспериментальных установок, с помощью которых обнаруживаются новые явления.

    Определенные изменения произошли в естествознании в XVIII-XIX веках. Появление новых дисциплин – биологии, географии и т.д., а также ряд физических открытий (квантовая теория Планка, работы Эйнштейна) необъяснимых с точки зрения классической физики привели к созданию новых теорий и как следствие к становлению неклассической науки.


    написать администратору сайта