Главная страница
Навигация по странице:

  • Автоматизированная информационная система «Налог».

  • реферат. Егорова Марина. Ит и пп в налоговой сфере


    Скачать 29.32 Kb.
    НазваниеИт и пп в налоговой сфере
    Анкорреферат
    Дата04.01.2021
    Размер29.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕгорова Марина.docx
    ТипРеферат
    #165820

    Подборка по базе: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ЗАРУБЕЖН, акт налоговой проверки.RTF, ст. гр. БА-Э19 Голиков Павел. Доклад к презентации на тему. ИТОГ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» 
    Институт экономики и управления

    Реферат


    На тему:

    «ИТ и ПП в налоговой сфере»

    Выполнила

    Студентка группы Э-241-0

    Егорова Марина


    Симферополь,2015

    План

    Введение

    1.История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

    2.Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

    3.Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах

    4.Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

    5.Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе

    Список использованной литературы

    Заключение
    Введение

    Налоговая сфера в любом государстве это одна из важнейших составляющих финансовой структуры. Сбор налогов позволяет формировать доходную часть бюджета страны и резервы для выплаты социальных льгот, пенсий, пособий и т.д

    Внедрение новых информационных технологий во все сферы государственной деятельности является очень актуальным направлением сейчас. Это и обусловило выбор темы.

    Технологии не стоят на месте, а объемы информации и работы увеличиваются с каждым днем.

    Задачами данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

    -рассмотреть историю и предпосылки развития информационных технологий в налоговой сфере

    -провести анализ характеристики коппьютерных технологий и процедуры обработки налоговой инфомации

    - сформулировать особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах

    Учитывая место и роль налоговых служб в государстве, совершенствование и автоматизация работы налоговых слубж является не только желательной , но и необходимой.

    Кроме того, государство выделяет значительные средства для создания условий улучшения налоговых служб. Следует отметить что введение новых информационных технологий дадут возможность использования их налоговым органам всех уровней- федеральных, региональных и местных
    1.История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

    При создании налоговых органов процесс работы финансовых структур полностью учитывался.

    Основными показателями этого процесса были:

    -получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

    - ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

    - нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

    - стихийно развивающаяся информационная система.

    Информатизация органов налоговой службы сводилась к обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

    Поэтому проходили разработки различных концепций программных продуктов для различных налоговых органов, которые отличались составом технических средств и программным обеспечением

    Внедрение компьютерных технологий и Аис контексте местных органов самоуправления довольно долго осуществлялось каждым отдельным регионом согласно местным законодательным документам и нормативным актам по каждому виду учета.

    Это создавало проблемы создания одного информационного пространства, связанные с несовместимостью между собой и с АИС «Налог»

    Усугублялось все тем, что большинство объектов учета были необоснованно разделены между органами различных ведомств. Больше всего это проявлялось в объекте учета «недвижимость»,т.к имущество и земля учитывались и регистрировались в трех разных ведомствах

    Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть в ряде инспекций реализована в среде DOS.

    Внедрение интегрированных комплектов для местных налоговых инспекций, которые обеспечивают единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц в одно ведение нормативно-справочной ситсемы информации, обеспечивает:

    - автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений;

    информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

    - высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

    повышение производительности труда;

    - оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

    Объемное введение безбумажной информационной технологии с учетом взаимодействия с налогоплательщиками и другими ведомствами,направлено на повышение эффективности сбора налогов и платежей за счет:

    - уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

    - сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

    - устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций;

    - повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок

    В последнее время замечена тенденция, что перенос приема и обработки электронных документов в центры обработки данных,в которых должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных носителей. Эта процедура должна повысить эффективность работы территориальных налоговых органов

    Для улучшения работы федеральной налоговой системы была разработана многоуровневая АИС «Налог»,которая обеспечивает решение задач накопления и обработки информации в инспекциях.

    Главной целью АИС налоговых служб является создание интегрированной информационной системы, которая объединяет все структуры налоговой системы на базе одной информационной базы с последовательной интеграцией в общее информационное пространство административных органов управления, банков, таможни, служб управления земельными ресурсами и т. д.

    Необходимость обусловлена характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого типа с множеством внешних связей.

    2.Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

    АИС налоговых органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень имеет обширные внутренние и внешние связи.

    На федеральном уровне определяется стратегия налоговой системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

    Основная работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций и соответствующих им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

    В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

    В АИС "НАЛОГ" предусмотрено информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг).

    Большое внимание в последние годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

    3.Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах

    Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях - отделы информатизации и администраторы баз данных.

    Проекты разрабатываются специалистами по информатизации и модернизируются по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях.

    Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС.

    Архитектура информационной системы АИС "Налог" построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:

    - пользовательский уровень в виде АИС подразделений ФНС РФ,

    - уровень обработки и обмена информацией между центром обработки данных (ЦОД) и комплексами ФНС;

    - транспортный уровень.

    Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

    Решение задач в налоговых органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.

    При проектировании форм первичных документов должны учитываться следующие требования:

    - отсутствие в них постоянной информации и дублированной;

    - выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;

    старшие по объему понятий признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия-цеха-участка);

    - согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации в файлах;

    - обеспечение удобства для последующей обработки данных в ЭВМ.

    Разработка первичных документов выполняется в следующей последовательности:

    - определение состава реквизитов;

    - классификация реквизитов: однозначные и многозначные, признаки и основания, справочные и группировочные, переносимые и непереносимые на машинные носители;

    - установление логической соподчиненности реквизитов;

    - выбор формы документа;

    - размещение реквизитов в выбранной форме документа в соответствии с классификацией;

    - расчет размера документа по вертикали и горизонтали с учетом размера полей;

    - выбор формата бумажного носителя;

    - выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинные носители;

    - редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.

    Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых БД, в т. ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

    Поскольку АИС налоговой службы относится к классу больших систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

    - совместимости всех элементов внутри системы и со смежниками;

    - возможности быстрого изменения в соответствии с изменениями в налоговой системе,

    - надежности, достоверности и актуальности хранимой информации;

    - возможности быстрого получения нужной информации по запросам;

    - простоте ввода информации;

    - разнообразию вывода информации;

    - обмену информацией с другими системами и уровнями.

    4.Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

    Автоматизированная информационная система «Налог».

    Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.

    Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются:

    - повышение эффективности функционирования системы налогообложения;

    - повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;

    - обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

    - повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства;

    - анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

    - информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

    - сокращение объема бумажного документооборота.

    Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.

    Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет:

    - слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:

    - государственного реестра налогоплательщиков;

    - банковских счетов налогоплательщиков;

    - сведений об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;

    - сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.

    Создание подобной системы требует решения ряда проблем:

    - создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам;

    - создание бал данных;

    - оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;

    -разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

    Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

    Обеспечивать создание сводных таблиц статистических показателей, которые характеризуют деятельность Федеральной налоговой службы позволяет подсистема подготовки типовых отчетных форм на региональном уровне.

    Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.

    Обеспечение работы с различными законодательными актами, постановлениями, указами и другими документами и с нормативными документами Министерства финансов РФ, дает подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности.

    Аналитическая деятельность основана на анализе динамики налоговых платежей, по различным категориям налогоплательщиков, прогноз величины сбора различных видов налога,экономический анализ деятельности предприятий региона, определение предприятий, которые должны пройти документативную проверку, анализ налогового законодательства и создание рекомендаций по усовершенствованию его деятельности.

    Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

    - регистрация предприятий;

    - камеральная проверка;

    - ведение лицевых карточек предприятий;

    - анализ состояния предприятия;

    - документационная проверка

    Это одна из самых оптимальных в настоящее время автоматизированных систем для налоговой службы. Большинство информации , которая необходима налогоплательщикам можно получить с использованием этой системы. Также работниками налоговой службы гораздо проще систематизировать информацию в электронном варианте и предоставлять ее.

    Много федеральные службы используют подобные системы.

    5.Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе

    Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

    Международный опыт показал, что введение достижений информационных технологий одно из самых перспективных и экономически эффективных направлений в работе налоговых органов.

    Различные способы обработки и систематизации налоговой информации оказывают большое влияние на объем сбора налогов, поэтому особо важной остается задача обеспечения ввода, обработки и хранения информации по главным направлениям деятельности федеральной налоговой службы.

    Структура налоговой системы РФ замечает единство целей, с помощью которых местные системы управления одного уровня работают по типовой схеме, и решаю одинаковые задачи по ранее определенной методологии и технологии.

    АИС в налоговой службе - это автоматизированная информационная система (АИС "Налог"), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

    Перед налоговыми органами стоят задачи, в решении которых необходимо использовать и обрабатывать большие объемы информации. Применение ниформационных технологий будет более полноценным и эффективным

    Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:

    - внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;

    - эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;

    - информационным взаимодействием между уровнями АИС "Налог" и внешними автоматизированными системами;

    - оказанием консультационной помощи.

    При разработке АИС "Налог" в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций.

    АИС "Налог" имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований:

    - структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы);

    - система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

    Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

    Основное системное программное обеспечение - операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).

    Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:

    - ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;

    - функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;

    - стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;

    - идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;

    - дополнительную (кроме общесистемной - на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

    - дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;

    - архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

    - ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

    - генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей.

    Функционально АИС "Налог" состоит из прикладных программных комплексов, включающих:

    - комплекс "Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам";

    - комплекс "Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства".

    - комплекс "Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам";

    - комплекс "Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства"

    АИС "Налог" располагает следующими основными базами данных:

    - государственный реестр налогоплательщиков;

    - интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;

    - комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;

    - база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;

    - база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;

    нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию;

    - база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.

    Заключение.

    Налоговая система страны является очень важным звеном в финансовой сфере каждой страны. Налоги обеспечивают значительную часть бюджета. Информационные технологии позволяют не только улучшить работы федеральной налоговой системы, но и сделать ее более прозрачной и понятной обычным налогоплательщикам.

    С этой целью была введена Автоматизированная информационная система «Налог»

    , которая позволяет просмотреть всю необходимую информацию о налогах и сбора, об их уплате, автоматизировать процесс сбора и учета платежей, повышение эффективности работы налоговых органов.

    Это делает возможном обычному налогоплательщику не стоять в огромных очередях с целью заплатить налог, а сделать все это в электронной форме.

    Основные информационные потоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как:

    - Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;

    - сведения по нарушениям налогового законодательства;

    - банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);

    - движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.

    Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов.

    Предоставление отчетночти предприятий, в частности налоговой и бухгалтерской, различных деклараций в электронном виде не только повышает эффективность работы налоговой службы, но и упрощает подготовку и сдачу отчетностей для организаций и физических лиц.

    В целом можно отметить, что недостатков использования и применения информационных технологий в налоговой сфере практически нет.

    Список использванных источников

    1. Бушмина Е.В. Бюджет государства и информационные технологии. - М.: Перспектива, 2010.

    2. Волкова В.Н. Информационные системы в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М: Идательство БЕК, 2001.

    4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2007.

    5. Семенов М.И., Трубилин Т.И., Лойкр В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    6. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2003.

    7. Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в информационных системах. - М.: Изд. центр "Академия", 2005.

    8. Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. Информатика. – Иркутск: ИрГТУ, 2009.

    9. Мишустина М.В. Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы. – М.: Российский налоговый курьер, 2008.

    10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2007.

    11.Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru


    написать администратору сайта