Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Курсовая работа. 24.10.2020 Курсовая Марина Пешкина. Авторские развивающие игры для дошкольников


    Скачать 0.66 Mb.
    НазваниеАвторские развивающие игры для дошкольников
    АнкорКурсовая работа
    Дата12.02.2021
    Размер0.66 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла24.10.2020 Курсовая Марина Пешкина.doc
    ТипКурсовая
    #175938
    страница1 из 3

    Подборка по базе: реферат авторские права сми.docx, Техника и тактика игры в волейбол.docx, ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.docx, Логико-математическое развитие дошкольников.docx, Активные игры на свежем воздухе насыщают организм кислородом.doc, ОЛИМП ИГРЫ МЕДВЕДЕВА 01-023.docx, курсовая игры для детей.docx, Картотека подвижных игр по физической культуре для дошкольников., Компьютерные игры и виртуальная реальность.docx, Характеристика командной тактики игры в нападении.docx
      1   2   3

    Министерство образования Кировской области


    Кировское областное государственное профессиональное

    образовательное бюджетное учреждение

    «Слободской колледж педагогики

    и социальных отношений»

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по МДК 02. 01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

    на тему:
    «Авторские развивающие игры для дошкольников»


    Пешкина

    Марина

    Владимировна
    Специальность 44.02.01 -

    Дошкольное образование
    Группа 18 ВЗ-2

    Форма обучения:

    заочная
    Руководитель:

    Деветьярова Ольга Николаевна

    Нормоконтроль:

    Дата защиты курсовой работы:

    Оценка за защиту курсовой работы:

    Председатель ПЦК:
    Слободской

    2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ





    Стр.

    Введение ……………………………………………………………………

    3

    1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста ……………………………………………………………..


    7

    1. Характеристика развивающих игр для дошкольников …….……

    14

    1. Опыт педагогов по использованию авторских развивающих игр…………………………………………………………..……….


    20

    Заключение…………………………………………………………………

    27

    Словарь терминов …………………………………………………………

    29

    Список литературы ………………………………………………………..

    30

    Приложения ………………………………………………………………

    33


    ВВЕДЕНИЕ
    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко утверждал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

    При написании работы были проанализированы психолого-педагогические исследования В. В. Зеньковского, Е. О. Смирновой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой. Психологическая сущность игры и ее влияние на дошкольника также рассматриваются в трудах В. С. Мухиной и Л. Ф. Обуховой, Е. Е. Сапоговой и других.

    В дошкольном возрасте возникают условия для овладения ребёнком самостоятельностью в деятельности, у ребёнка появляются собственные желания. Это же становится предпосылкой для развития в дошкольном возрасте творческих видов деятельности, в которых ребёнок идёт от собственного замысла к его реализации. В определённых пределах ребёнок уже способен к самостоятельным действиям и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Соответственно, ребёнку становятся интересны и доступны игры, требующие от него известной доли самостоятельности.

    В развивающих играх в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные развивающие игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов деталей, предметов; умение находит ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

    В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для всестороннего развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, организацию игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод воспитания детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Разработкой и созданием развивающих игр занимались такие выдающиеся педагоги, как Л.А. Венгер, В.В. Воскобович, З.П. Дьенеш, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Б.П. Никитин и др.

    Смысл создания развивающих технологий состоит в обеспечении развивающих занятий с дошкольниками и оказания консультативной помощи родителям в подборе игр и занятий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Актуальность курсовой работы заключается в том, что игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности существует уникальная возможность у ее участников «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые ставят перед педагогом задачи по воспитанию полноценно развитого и интеллектуально одаренного ребенка, способного решать многочисленные задачи самостоятельно, вопрос рассмотрения влияния на развитие детей авторских развивающих игр представляется максимально актуальным.

    Целью курсовой работы является изучение возможностей авторских развивающих игр в психическом развитии детей дошкольного возраста.

    Объект курсовой работы: особенности психического развития детей дошкольного возраста.

    Предмет курсовой работы: использование авторских развивающих игр в психическом развитии дошкольников.

    Задачи:

    1. Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста

    2. Дать характеристику развивающих игр для дошкольников.

    3. Ознакомиться с опытом работы воспитателей по использованию авторских развивающих игр.

    Теоретические основы: проблема полноценного психического развития ребёнка, разработка развивающих педагогических технологий актуальна и значима в современной педагогике. Этой проблемой занимались В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.В. Кларин, Б.П. Никитин, П.Н. Пидкасистый В.Ю. Питюков.

    Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта.

    Теоретическая значимость заключается в изучении теоретических основ использования авторских развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

    1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Дошкольное детство является особенным периодом развития психики человека. А.Н. Леонтьев характеризует дошкольное детство так: «Это период, когда происходит первоначальный фактический склад личности, когда развиваются личностные «механизмы» поведения. В дошкольном возрасте происходит завязывание первых узлов, установление первых связей и отношений, которые в дальнейшем образуют новое, высшее единство деятельности и в то же время новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно по причине того, что период дошкольного детства является периодом, когда происходит фактическое складывание психологических механизмов личности, он является очень важным» [14, с. 37-47].

    Смирнова Е.О. пишет, что в дошкольном возрасте происходит перестроение всей психической жизни ребенка и его отношения к окружающему миру. Эта перестройка заключается в том, что в дошкольный период образуется внутренняя регуляция поведения. И если ранний возраст характерен тем, что поведение ребенка необходимо побуждать и направлять извне, взрослым или той ситуацией, которую воспринимает ребенок, то в дошкольный период ребенок начинает самостоятельно определять собственное поведение [22].

    Л.С. Выготский считает, что к концу раннего возраста создаются предпосылки для того, чтобы сформировать новую социальную ситуацию развития, потому, что ребенок отделяется от взрослого. Начало каждого возрастного периода отличается своеобразием, спецификой для определенного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребенком и действительностью, которая его окружает, в первую очередь социальной. Это отношение есть социальная ситуация развития. Л. С. Выготский подчеркивает, что в социальной ситуации «определяются целиком и полностью те формы и тот путь, идя по которому ребенок сможет приобрести новые и новые свойства личности, почерпнув их из социальной действительности, являющейся основным источником развития, тот путь, на котором социальное станет индивидуальным [9, c. 74-75].

    Согласно Д. Б. Эльконину, вращение дошкольного возраста происходит вокруг своего центра, которым является взрослый человек, вокруг функций и задач, реализуемых взрослым. У взрослого здесь форма обобщенная, он является носителем общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Автор пишет, что этой социальной ситуации развития противоречит то, что ребенок является членом общества и вне общества его жизнь невозможна, так как основной его потребностью является проживание совместно с людьми, которые его окружают [26].

    Е.О. Смирнова считает, что развитие отношений между ребенком и взрослым характеризуется дифференциацией каждого его вида деятельности: тут возникают и развиваются соподчинение мотивов, усваиваются этические нормы, развивается произвольное поведение и формируется личное сознание. К основным новообразованиям дошкольного периода относятся:

    1. Возникает первый схематический абрис цельного мировоззрения ребенка. Все то, что ребенок видит, он пытается привести в порядок, обнаружить закономерные отношения, в которых может уложиться непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже смог показать, что ребенок дошкольного возраста формирует артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, равно и явления природы являются результатом деятельности человека [22].

    Когда ребенок выстраивает картину мира, то он выдумывает, изобретает концепцию в теории, выстраивает схемы мировоззрения. Такого рода мировоззрение может быть увязано со всей структурой дошкольного детства, центром которого является человек. Д. Б. Эльконин отметил парадоксальное отношение между низким уровнем интеллекта дошкольника и высоким уровнем познавательной потребности [26].

    2. Возникают первичные этические инстанции и на их основе образуются моральные оценки, которые становятся определяющими эмоционального отношения ребенка к другим людям.

    3. Появляются новые мотивы в поступках и действиях, являющиеся общественными в своем содержании, связанными с пониманием взаимоотношений, между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т.п.). Все эти мотивы образуют различные соотношения, объединяясь в сложной структуре и подчиняя себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно заметить, что преобладают обдуманные действия над импульсивными. Процесс преодоления непосредственных желаний может определяться не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и обещанием, которое высказал сам ребенок (принцип «данного слова»). За счет этого происходит формирование таких качеств личности, как настойчивость и способность к преодолению трудностей; появляется чувство долга, адресованное другим людям.

    4. В этом возрасте проявляются первые признаки произвольного поведения и ребенок к себе и своим возможностям начинает относится уже по новому, иначе. Произвольным называют такое поведение, которое опосредовано определенными представлениями.

    Д. Б. Эльконин отмечал, что для дошкольника, образ, на который ориентируется поведение, сначала представляется как конкретная наглядная форма, становясь затем все более и более обобщенным, проявляющимся в виде правила или нормы. Основываясь на процесс формирования у дошкольника произвольного поведения, начинает проявляться желание к управлению собой и собственными поступками. Овладение способностью к управлению собой, собственным поведением и поступками принято выделять в качестве особой воспитательной задачи [26].

    5. У дошкольника возникает личное сознание, т.е. сознание собственного ограниченного места, которое отводится ребенку в системе отношений «взрослый-ребенок». Стремление осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. У ребенка появляется осознание возможностей своих действий, так как у него появляется понимание, что он не на все способен (начинается самооценка). Если говорить о самосознании, то скорее всего иметь в виду то, что ребенок осознает свои личные качества (хороший или плохой, добрый или злой и т.д.). Учитывая то, что ребенок дошкольного возраста находится в стадии перестроения всей своей психической жизни и его отношения к окружающему миру, то нельзя исключать и то, что могут возникать в этот период и проблемы психологического характера.

    А. Баллон считает, что уже ранний возраст позволяет заметить особые формы ориентировочных действий, которые могут быть определены в качестве действий восприятия и мышления, а в дошкольный период эти действия проходят постоянное усложнение и совершенствование, но при этом внимание, память и воображение долгое время не становятся самостоятельными. Ребенок не в состоянии владеть специальными действиями, дающими возможность к сосредоточению на чем-либо, на процессе сохранения в памяти того, что было увидено или услышано ранее, представить себе то, что выходит за рамки того, что было воспринято ранее. Такие действия начинают формироваться только в дошкольный период детства [3].

    Л.И. Божович считает, что намного раньше дошкольного возраста дети могут сосредотачиваться на процессе манипулирования с предметами или рассматривая картинки, у детей накапливается различный опыт, дети могут в собственных каракулях увидеть машинку или дядю. Однако все вышеперечисленное является результатом общей ориентировки в окружающем, которая направлена на процесс обследования предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических действий, а не на непосредственное удержание внимания, запоминание или создание новых образов. Поэтому такие процессы, как внимание, память и воображение ребенка в раннем возрасте непроизвольны и непреднамеренны. Такими они продолжают оставаться и после того, как ребенок вступит в дошкольный возраст. Изучение данных сторон умственного развития ребенка дошкольного возраста, можно до определенного периода указать только на происходящие количественные изменения: увеличение сосредоточенности и устойчивости внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащение воображения [5].

    Н.Е. Вераксы пишет, что изменения отмечаются в тот период, когда под воздействием новых видов деятельности, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, новых требований, которые предъявляют ему взрослые, перед ребенком образуются особого порядка задачи – сосредотачивать и удерживать внимание на каких-то объектах, запоминать материал и затем воспроизводить его, выстраивать замысел игры, рисунка и т.д. Чтобы у ребенка была возможность к разрешению указанных задач, ребенок применяет определенные способы, усвоенные им в процессе общения со взрослыми. Тогда начинается формирование специальных действий внимания, памяти и воображения, за счет которых они становятся произвольными и преднамеренными по характеру [7].

    В.В. Давыдов пишет о том, что внимание дошкольника приобретает более устойчивый характер. Дети приобретают навык управления им и уже способны направлять его на разнообразные предметы. Ребенку 4-5 лет уже доступна способность удержания внимания. В каждом возрасте устойчивость внимания отличается и обуславливает ее интерес ребенка и его возможности. Например, ребенок 3-4 лет обращает внимание на яркие и интересные картинки, а внимание на них он способен удерживать до 8 секунд. В 6-7 лет ребенка интересуют сказки, головоломки, загадки, на которых внимание ребенок удерживает до 12 секунд. Для детей 7 лет происходит стремительное развитие способности к произвольному вниманию. На процесс развития произвольного внимания оказывает влияние процесс развития речи и способность к выполнению словесных указаний взрослого, который обращает внимание ребенка на требуемый предмет. Под воздействием игровой (а частично и трудовой деятельности внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высоких степеней в своем развитии, что позволяет ему обучаться в школе [11].

    Д.И. Фельдштейн считает, что произвольное запоминание у детей начинается в 3-4 года за счет активного участия в играх, которые требуют осознанного запоминания предметов, действий и слов, а также за счет того, что дошкольники постепенно привлекаются к выполнению посильных трудовых задач по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений взрослых. Для дошкольников свойственен не только процесс механического запоминания, но и наоборот, для них характерным является осмысленное запоминание. Механическим запоминанием они пользуются только тогда, когда испытывают трудности в понимании и осмыслении материала. В дошкольном возрасте слабым развитием характеризуется словесно-логическая память, потому основное значение отводится наглядно-образной и эмоциональной памяти [24].

    Н.Г. Яковлева уверена, что воображение дошкольников отличается своими особенностями. Дети 3-5 лет имеют репродуктивное воображение, т.е. все, что увидели и пережили за день, дети воспроизводят в образах, имеющих эмоциональную окраску. Но сами по себе эти образы существовать не могут, они нуждаются в опоре в виде игрушек, предметов, которые выполняют символическую функцию. Впервые проявления воображения наблюдаются у детей трехлетнего возраста. Данный возраст характеризуется тем, что у ребенка уже накоплен небольшой жизненный опыт, который и дает материал для воображения. Очень важна в развитии воображения роль игры, а также конструктивной деятельности, рисования, лепки. У дошкольников не велик запас знаний, поэтому воображение их нельзя назвать богатым. По этой причине очень большое значение для детей имеют развивающие игры. По ощущениям для ребенка все происходящее просто развлечение, но на самом деле тут происходит тренировка воображения, мышления, развитие творческих способностей. Естественно, что если ребенку 1-3 года, то игры для него будут существенно отличаться от тех игр, в которые будет играть ребенок 3-7 лет, потому что существует отличие между действиями и понятиями, осваиваемыми детьми этих возрастов. К примеру, дети 1-3 лет должны получить навык отличения предметов в зависимости от формы, цвета и размера. Дети этого возраста осваивают устную речь. К трехлетнему возрасту возникают ролевые игры. В период 3-7 лет происходит формирование активной речи, ребенок начинает активно пользоваться ею для общения и познания мира – вступая в диалоги и задавая вопросы. К ребенку уже пришло осознание того, что он частица человеческого мира со всем многообразием отношений между людьми. Дети этого возраста активно играют в ролевые игры. Этот возраст называют возрастом почемучек. И особое внимание в этом возрасте должно быть уделено процессу развития логического мышления ребенка [28].

    Таким образом, процесс интеллектуального воспитания стерших дошкольников является процессом взаимодействия педагога и ребенка, целью которого является развитие его познавательных процессов, расширение его кругозора и усвоение духовно-нравственных ценностей. Результатом является интеллектуальная воспитанность, а она является результатом интеллектуального воспитания. Данная характеристика позволяет ребенку к концу дошкольного периода в целом воспринимать информацию с опорой на зачатки логических операций мышления, осознавать ее, производить ее интерпретацию, запоминание и формирование собственного к ней отношения – и тогда можно сказать, что ребенок готов к тому, чтобы обучаться в школе.
      1   2   3


    написать администратору сайта