Главная страница
Навигация по странице:

  • что, по его

  • чтобы он

  • который час.

  • решит

  • § 131. Знаки препинания в косвенной речи.

  • § 132. Знаки препинания при цитатах.

  • РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ § 133. Основы русской пунктуации.

  • § 134. Знаки препинания.

  • «гляделки».

  • ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 184.

  • Русский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др.. Учебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати


    Скачать 2.54 Mb.
    НазваниеУчебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати
    АнкорРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
    ТипУчебные пособия
    #169
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница28 из 28

    Подборка по базе: Особенности труда педагогических работников.docx, Огневая подготовка Т2-1 Стрелковое оружие гранатометы и учебные , Влияние знака зодика на характер и учебные возможности школьника, ИОННЫЙ ОБМЕН для учебного пособия.docx, разные учебные материалы.fb2, РП основы педагогических исследований.doc, 1.6. Система педагогических наук.docx, Диплом Пособия по временной нетрудоспособности по праву социальн.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    § 130. Замена прямой речи косвенной.

    Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная — от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и притяжательные местоимения, например:
    Прямая речь. Косвенная речь.

    Товарищ сказал: «Я подо- Товарищ сказал, что он подо­

    жду». ждет.

    Ты же говорил мне: «Я это Ты же говорил мне. что ты

    сделаю для тебя», для меня это сделаешь.

    Лётчик заявил: «По моему Лётчик заявил, что, по его

    мнению, погода самая лет- мнению, погода самая лёт­ная

    ная.
    При переделке прямой речи в косвенную могут встретиться следующие случаи.

    1. Прямая речь передается в косвенной придаточным изъ­яснительным предложением с союзом что, например: Он [Печо­рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему веде­но остаться у меня в крепости. (Л.)

    2. Прямая речь передаётся в косвенной придаточным изъ­яснительным с союзом чтобы, например: Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не бес­покоилась ни о чём. (Г.)

    Союз чтобы употребляется при замене таких предложений прямой речи, в которых сказуемое было выражено формой по­велительного наклонения.
    Прямая речь. Косвенная речь.

    • Приходи ко мне! — сказал Я сказал товарищу, чтобы он

    я товарищу. приходил ко мне.

    3. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи союзы что и чтобы не упо­требляются. Прямая речь заменяется таким придаточным изъяс­нительным предложением, в котором роль союзов выполняют местоимения, наречия и частицы, стоявшие в вопросе, например:

    Прямая речь. Косвенная речь.

    «Который час?» — спросил я. Я спросил, который час.

    «Куда едете?» — задал я во- Я спросил моих спутников,

    прос моим спутникам, куда они едут.

    «Решишь ли ты эту зада- Я спросил товарища, решит

    чу?» — спросил я товарища, ли он эту задачу.
    Если вопрос был выражен без всяких частиц, только инто­нацией, то в косвенной речи появляется частица ли, играющая в ней роль союза.

    Прямая речь. Косвенная речь.

    «Ты зайдешь ко мне?» — спро- Я спросил товарища, зайдет

    сил я товарища, ли он ко мне.
    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется к о с в е н ­н ы м в о п р о с о м.

    4. Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттен­ки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в кос­венной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.
    Прямая речь. Косвенная речь.

    Здорово, кум Фаддей! Встретились два кума: Фад-

    Здорово, кум Егор! дей и Егор. поздоровались.

    Ну, каково, приятель, по- Егор спросил Фаддея, как,

    живаешь? он живёт. Фаддей заохал и

    Ох, кум. беды моей, что начал рассказывать о своей

    вижу, ты не знаешь! (Кр.) беде.
    § 131. Знаки препинания в косвенной речи.

    Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь пред­ставляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предло­жениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация:

    когда косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, перед ним ставится двоеточие, а после него вопроситель­ный знак, например: Всю ночь я думал: кто бы это был? Когда же косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставят запятую, а в конце слож­ного предложения тот знак, который требуется смыслом' всего сложного предложения, например: Всю ночь я думал, кто бы это был.

    Упражнение 183. 1. Замените, где возможно, прямую речь косвенной в примерах, помещённых в упражнении 182.

    II. Замените косвенной речью прямую речь в баснях Крылова: «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Крестьянин и Работник», присоединяя её к словам автора так, чтобы в косвенной речи в наибольшей степени сохранялся смысл прямой речи.
    § 132. Знаки препинания при цитатах.
    Разновидностью пря­мой речи являются ц и т а т ы, или д о с л о в н о п р и в е д ё н ­н ы е в ы д е р ж к и из высказываний и сочинений разных ав­торов.

    Цитаты выделяются кавычками. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препи­нания ставятся так же, как при прямой речи, например: Пуш­кин, оценивая своих предшественников, писал: «Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения...» Если же цитата сливает­ся со словами автора в одно предложение (сложное или про­стое) , ставятся те знаки препинания, которые требуются постро­ением данного предложения, например: Пушкин, оценивая сво­их предшественников, писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, испол­нены порывами гения».

    РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ

    § 133. Основы русской пунктуации.

    Пунктуация — совокуп­ность правил о постановке знаков препинания. Знаки препина­ния — это письменные сигналы различных смысловых отноше­ний между частями высказывания; в устной речи эти отноше­ния выражаются с помощью интонации. Смысловые различия, передаваемые с помощью разных по структуре синтаксических конструкций, и лежат в основе большинства правил русской пунктуации. Так, между частями сложносочинённого предло­жения, каждая из которых выражает относительно закончен­ную мысль, ставится запятая; как правило, разделяются запя­тыми главные и придаточные части сложноподчинённого пред­ложения; интонационно выделяемые обособленные члены пред­ложения — определения, обстоятельства,— обычно несущие в предложении определённую смысловую нагрузку, также выде­ляются запятыми или тире и т. д.

    Очень велика роль знаков препинания в бессоюзном слож­ном предложении. Так, например, двоеточие ставится в бессо­юзном сложном предложении, если второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом; тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первое предложение указывает условие того, о чём гово­рится во втором.

    § 134. Знаки препинания.

    В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь ­н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в о е т о ч и е, м н о г о т о ч и е, т и р е, с к о б к и, к а в ы ч к и.

    Т о ч к а ставится:

    1) В конце повествовательного предложения (§ 14).

    2) В конце побудительного предложения, если сказуемое выражено повелительной формой глагола (при спокойном тоне речи) (§ 14).

    В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к ставится:

    1) В конце восклицательного предложения (§ 14).

    2) В конце побудительного предложения, если оно произно­сится восклицательным тоном (§ 14).

    3) После обращения (§ 67).

    4) После междометия (§ 74).

    5) Восклицательный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129).

    Вопросительный знак ставится:

    1) В конце вопросительных предложений (§ 14).

    2) Вопросительный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129).

    М н о г о т о ч и е ставится:

    1) Чтобы показать незаконченность речи, а также перерывы в речи, вызванные разными причинами (§ 15).

    2) В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью (в этом случае многоточие может быть как в кон­це, так и в начале цитаты).

    З а п я т а я ставится:

    1) Для разделения однородных членов предложения:

    а) не соединённых союзами (§ 58, п. 1), в том числе между однородными определениями (§ 60);

    б) соединённых повторяющимися соединительными или раз­делительными союзами (§ 58, п. 3);

    в) соединённых противительными союзами (§ 58, п. 5);

    г) соединённых двойными сопоставительными союзами (§ 58, п. 6).

    2) Для выделения обращений (§ 67).

    3) Для выделения вводных слов (§71) и вводных предло­жений (§ 72).

    4) Для выделения междометий (§ 74).

    5) Для выделения обособленных второстепенных членов:

    а) обособленных деепричастий и деепричастных оборотов (§80);

    6) обособленных определений (§ 77 и 78);

    в) обособленных приложений (§ 79);

    г) обособленных уточняющих членов предложения (§ 83);

    д) обособленных обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами (§ 81);

    е) обособленных дополнений (§ 82).

    6) Для разделения сложносочинённых предложений с сою­зами (§ 92).

    7) Для отделения придаточных частей предложения от главных или выделения их в середине главных (§ 99).

    8) Для разделения однородных придаточных (§ 119).

    9) Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения (§ 118).

    Т о ч к а с з а п я т о й ставится:

    Для разделения сильно распространённых или менее тесно свя­занных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения, образованного: а) союзами (§ 119) или б) без со­юзов (§ 118).

    Д в о е т о ч и е ставится:

    1) Перед однородными членами предложения после обобщающих слов (§ 63).

    2) В бессоюзных сложных предложениях перед разъясняющими предложениями (§ 118).

    3) При прямой речи (§ 129).

    4) При цитатах (§ 132). Тире ставится:

    1) Между подлежащим и сказуемым (§ 25).

    2) В особых именных конструкциях типа поезд Москва — Пе­тербург, матч Карпов — Соколов, ракеты «земля — воз­дух» и т. п.

    3) После однородных членов предложения перед обобщающим сло­вом (§ 63).

    3) Для выделения вводных предложений (§ 72).

    4) Для выделения приложений (§ 79).

    5) Между частями сложного предложения при обозначении нео­жиданного резкого перехода к другой мысли или перед выражением следствия (§ 92).

    6) В бессоюзном сложном предложении (§ 118).

    7) Для выделения слов автора при прямой речи (§ 129).

    8) В начале реплик, даваемых с абзаца (§ 129).

    9) Между репликами в диалоге, даваемом без абзацев (§ 129).

    Скобки ставятся для выделения вводных предложений (§ 72), а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

    К а в ы ч к и ставятся:

    1) Для выделения прямой речи, когда она даётся без абзацев (§ 129).

    2) Для выделения цитат ( § 132).

    3) Для выделения названий книг, журналов, газет, общественных организаций и т. п.: повесть Пушкина «Капитанская дочка», жур­нал «Новый мир», газета «Правда», общество «Спартак», фирма «Весна» и под. (§ 45).

    4) Для выделения необычных в литературной речи слов, или слов в не свойственном им значении, или слов, употреблён­ных с особой стилистической целью — с иронией, метафоричес­ки, иносказательно и т. п. Например: Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как. его крошечные, лука­вые «гляделки». (Т.) Тусклым серебром сверкнули баки группо­вого нефтесборного пункта — «ёмкости», как говорят на про­мыслах, или даже «емкостя» (А. Р е к е м ч у к.)

    ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнение 184. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки пре­пинания и заменяя, где надо, строчные буквы прописными. При затрудне­нии справляйтесь в параграфах, указанных в скобках.

    1) Тиха украинская ночь прозрачно небо звёзды блещ...т своей дремоты пр...возмочь н... хочет воздух чуть трепещ...т сребристых тополей листы (П.) (§ 12) 2) Белеет парус оди­нокий в туман... моря голубом что ищ...т он в стране далёкой что кинул он в краю родном (Л.) (§ 12) 3) Какой славный хо­лод (Г.) (§ 12) 4) Вода краса всей природы (А.) (§ 25) 5) В воздухе было тихо тепло бе...вучно (Л. Т.) 6) Воздух весь напоён свежей горечью полыни мёдом гречихи и кашки (Т.) 7) Кузнеч...ки сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую одното...ую музыку (Ч.) (§ 58) 8) От воды веяло холодом и суровостью (Ч.) 9) Это был н... лес, а ряд высоких лозин (Л. Т.) 10) Низкое солнце н... гре...т но блестит ярче летнего (Т.) 11) Косая туча птиц засл...нила и лес и небо и синеющую даль (Сераф.) 12) Не было видно н... камышей н... плотины н... берегов (Ч.) 13) Заунывная песня то зам...рала то опять проносилась в стоячем душном воздухе (Ч.) 14) Чуть дыш...т листва кипарисов и пальм и олив (Надсон) (§ 58) 15) У самых источников р...сли прекрасные деревья тополи дубы ели айва (Гонч.) 16) Трава кусты всё вдруг потемнело (Т.) (§ 63) 17) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу (Тютч.) 18) Ax в самом деле ра...вело (Гр.) (§ 74) 19) Метель н... только н... стихала но казалось ещё уси­лилась (Л. Т.) 20) Лозины очевидно были посаж...ны по канаве гумна (Л. Т.) (§ 71) 21) Да весна в полном блеске (Т.) 22) Заря уже давно погасла и едва белел на небосклоне её последний след (Т.) (§ 92) 23) Вешки впереди трудно было ра...матривать потому что ветер был встречный (Л. Т.) 24) Мир осв...щался звёздами, которые всплошную усыпали всё небо (Ч.) 25) Когда человек утомлён и хочет спать то ему кажется что то же самое состояние пережива...т и природа (Ч.) 26) Светле...т воздух видней дорога ясне...т небо белеют тучки зеленеют поля (Т.) 27) Горные вершины спят во тьме ночной тихие долины полны свежей мглой н... пылит дорога н... дрожат листы (Л.) 28) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя (Т.) 29) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц (§ 118) 30) Река вьё...ся вёрст на десять тускло синея сквозь туман (Т.) 31) Волны несу...ся гремя и сверкая (Тютч.) 32) Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыль­ями и вдруг останавливается в воздухе (Ч.) (§ 80) 33) Чуть дыш...т ветерок уснувший на листах (П.) 34) Сквозь тонкий пар ровно разлитый в воздухе черне...ся перед вами длинная полоса (Т.) 35) За синими морями забытый он угас один (Л.) (§ 77) 36) Голос Кости высокий тенор дрожал и зам...рал в то­ске (М. Г.) (§ 83) 37) Пески с грядами разноцветной гальки т. е. кам...шков широко расст...дались перед нами (А.) (§ 83) 38) Далеко на том берегу в непроглядной мгле г...рело вра...ыпную несколько ярко-красных огней (Ч.) (§ 81) 39) Про­вожая меня бабушка советовала ты н... сердись на людей ты серди...ся всё строг и заносчив стал (М. Г.) 40) Всё надо знать всё надо понять сурово сквозь зубы говорил мне Ромась (М. Г.) 41) Если б я был судьёй серьёзно сказал Антон Пав­лович я бы опр...вдал Дениса (М. Г.) (§ 129).

    185. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    I. На ранней з...ре когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымя...ся избы расп...хнёшь бывало окно в прохладный сад наполне..ый лиловатым туманом скво...ь который ярко бл...стит кое-где утреннее солнце и н... утерп...шь велишь скорее засед­лывать лошадь а сам побежишь умыва...ся на пруд. Мелкая листва почти вся обл...тела с пр...брежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная лед...ная и как будто тяж...лая. Она мгнове..о прог...няет ночную лень и умывшись и позавтр...кав в людской с работниками г...рячими картошками и чёрным хлебом с крупной сырой солью с наслажде­нием чувствуешь под собой сколь..кую кожу седла проезжая по Выселкам на охоту.

    (И. А. Б у н и н)

    II. Исторические события сопров...ждаются н... только всеоб­щим возбуждением под...ёмом или упадком человеческого духа но непреме...о из ряда выходящими страданиями и лишениями кото­рых н... может отвратить человек. Для того кто сознаёт что проис­ходящие события сост...вляют движение истории страдания н... перест...ют существовать как н... перест...ёт ощуща...ся боль от­того что известно какой болезнью она пор...ждена. Но такой че­ловек переносит страдания н... так как тот кто н... задумывае…ся об историчности событий а знает только что сегодня живё...ся легче или тяжелее лучше или хуже чем жилось вчера или будет жи...ся завтра. Для первого логика истории осмысливает страда­ния второму они кажу...ся созда...ыми единстве...о затем чтобы страдать как жизнь каже...ся данной лишь затем чтобы жить.

    (К. А. Ф е д и н)
    186. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    В декабре 1920 года памятным утром под...езжал Павел к зн...комым местам.

    Вышел на запорош...ный снегом перрон мельком взглянул на вывеску «Шепетовка 1-я» свернул сразу влев... в депо. Спросил Артёма но слесаря не было. Зап...хнув плотнее шинель быстро пошёл через лес в городок.

    Мария Яковлевна оглянулась на стук в дверь пр...глашая войти. И когда в дверь просунулся засып...ный снегом человек узнала родное лицо сына схв...тилась руками за сердце не мог­ла говорить от радост... неизм…римой.

    Пр...жалась всем своим худеньким телом к груди сына и осыпая бе...численными поцелуями его лицо плакала счас…ли­выми слезами.

    А Павел обн...мая её смотрел на измуч...иое тоской и ожи­данием лицо матери с бороздками морщинок и н...чего н... го­ворил ожидая пока она успокои...ся.

    Счастье опять забл...стело в глазах измуч...ной женщины и мать все эти дни не могла наговори...ся насмотре...ся на сына увид…ть которого она уже и не чаяла. Радость её была безгра­нична когда дня через три ночью в комн...тушку ввалился Ар­тём с походной сумкой за плечами.

    (Н. О с т р о в с к и й.)

    187. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    Григорий поднял голову посмотрел на солнце. Было ещё до­вольно рано. Тень от прошлогодн... татарника угрюмо карауливш... дорогу лежала в полшага было по всей вероятности и... больше двух часов поп...лудни.

    Словно оч…рованная в мёртвом молчани... лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий ветер бе...звучно шевелил рыжую выг...ревш... траву. Ни птичьего голоса ни посвиста сусликов не было слышно вокруг. В холодн... бледно-голуб... небе не парили коршуны и орлы. И только раз серая тень скользнула через до­рогу и ещё не подн...мая головы Григорий услышал тяжёлый мах больших крыльев пепельно-сизый блистающ..й на солнце белым подбоем оперения пролетел дудак и сел возле дальнего кургана там где не освещён... солнцем падина сл..валась с су­меречно лиловой далью. Только поздней осенью наблюдал бы­вало Григорий в степи такую грустную и глубокую тишину когда ему казалось что он слышит как шуршит по сухой траве подхваче...oe ветром перекати-поле далеко-далеко впереди пересекающ... степь.

    Дороге казалось не будет конца. Она в..лась по изволоку спускалась в балку снова подн...малась на гребень бугра. И всё такая же глазом не окин...шь прост…ралась вокруг глухая та­бунная степь.

    Григорий залюбовался росш...м на склоне буерака кустом черноклена. Опалён... первыми заморозками листья его свети­лись дымным багрянцем словно присыпанн... пеплом угли зату­хающ... костра.

    (М. Ш о л о х о в.)

    188. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Най­дите словосочетания, члены которых соединены связью управления, согласо­вания или примыкания. Подчеркните эти словосочетания: словосочетания с согласованием — волнистой чертой, с управлением — прямой, а с примыка­нием — прерывистой чертой.

    1) На утро поднявш...еся яркое солнце быстро с...ело тонкий ледок подёрнувший воды и весь тёплый воздух задр….жал от наполн...вших его испарений оживш...й земли. (Л. Т.) 2) В ком­нате в углу стояло стари...ое кресло красного дерева с инкру­стациями и вид этого кресла которое он помнил в спальне ма­тери вдруг поднял в душе Нехлюдова соверше...о н...ожида…oe чувство (Л. Т.) 3) Дубровский об. .езжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще услышал он удары топора и через минуту треск пов...ливш...гося дерева. Он по­спешил в рощу и наехал на покровских мужиков спокойно во­рующих у него лес. Увидя его они бросились было бежать. (П.) 4) Акакий Акакиевич чувствовал только как сняли с него ши­нель дали ему пинка коленом и он упал навзничь в снег и н...чего уж больше н...чувствовал. (Г.) 5) Когда я их ра...пра­шивал они только весело смеялись а девочки били в ладоши и ц...ловали меня. (Дост.) 6) На небе н...подвижно стоят пери­стые облака похожие на ра...ыпа...ый снег. (Ч.) 7) Собака но­силась по двору из угла в угол наг...няя одним своим видом панический ужас и на людей и на животных. (Купр.) 8) Он (Челкаш) чувствовал себя велик...лепно посвист...вал сквозь зу­бы глубоко вдыхал влажный воздух моря огляд...вался кругом и добродушно улыбался когда его глаза останавливались на Гавриле. (М. Г.) 9) Около самого берега Ваня заглянул в воду и увидел круглые водор...сли похожие на шары из зелёно­го дыма. Они медле...о колебались в тёплой воде. (Пауст.)

    189. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите и подчеркните обособленные члены предложения.

    Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, мета...ический вопль железных листов, откуда-то падаю­щих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребе...ание из-во...ичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики гру...иков, матросов и таможе..ых сол­дат — все эти звуки сливаю...ся в оглушительную музыку трудового дня и, м...тежно колыхаясь, стоят низко в небе над гав...нью,— к ним вздымаю...ся с земли всё новые и новые вол­ны звуков — то глухие, рокоч...щие, они сурово сотр...сают всё кругом, то резкие, гремящие,— рвут пыльный, знойный воздух.

    Гранит, железо, дерево, мост...вая гав...ни, суда и люди — всё дыш...т мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нём, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборва...ые, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они н...чтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созда...ое ими пораб...тило и обезлич...ло их.

    (М. Г о р ь к и й.)

    190. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните односоставные предложения, определите их типы.

    I. 1) Ей-богу уже надоело рассказывать! Да что вы ду­ма...те? Право скучно рассказывай да и рассказывай и отвя­з…лся нельзя! (Г.) 2) Со страхом обор...тился он: боже ты мой какая ночь! Ни звёзд ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свес...лась гора и вот-вот кажись так и хоч...т оборва…ся на него! И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя. (Г.) 3) Где спрятал деньги? ук...жи. H...хоч...шь? Деньги где? Скажи иль выйдет следствие плохое. Подумай место нам назначь. Молчишь? Ну, в пытку. Гей па­лач! (П.) 4) Сегодня казнь. Тебе одной св...репство их см...гчить возможно. Спаси отца. (П.) 5) Не ему вести борьбу с сам...державным великаном. (П.) 6) Грус...но стало ему на сердце но н...тяжело и н...пр...скорбно: сож...леть ему было о чём стыди...ся нечего. (Т.) 7) Ш...пот робкое дыханье трели соловья серебро и колыханье со...ого ручья свет ночной ночные тени те­ни без конца ряд волшебных изм...нений милого лица в дымных тучках пурпур розы отблеск янтаря и лобзания и слезы и з...ря з...ря! (Ф.) 8) Н...мудрено того добить кого уж добивать н... надо. (Н.) 9) Безлюдье степь. Кругом всё бело и небеса над головой... (Н.) 10) Мне стыдно ваших поздр…влений мне страшно ваших гордых слов! Довольно было унижений пред ли­ком будущих веков! (В. Б.) 11) На пароход... зажгли электри­чество и засв..тили на бортах сигнальные огни. Из трубы ва­лили дли...ым снопом и стлались за пароходом тая в воздухе красные искры. Стан...вилось свежо. (Купр.) 12) Уп...ительно встать в ранний час лёгкий след на песке увидать. (А. Б.) 13) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер ветер! На ногах н...стоит человек. Ветер ветер на всём божьем свете! (А. Б.) 14) Нам было душно и тесно жить в каме...ой коробке под ни...ким и тяж...лым потолком покрытым копотью и паутиной. Нам было тяжело и тошно в толстых стенах разрисова...ых пятнами грязи и плес...ни. (М. Г.) 15) Быть знаменитым н...красиво. Не это подыма...т ввысь. Н... надо заводить архива над рукоп…сями тр...стись. Цель творчества самоотдача а н... шумиха н... успех. Позорно ничего н... знача быть притчей на устах у всех. (Паст.) 16) Запахло деревом землёй сеном и деревней. Первая ночь в н...знакомой деревн... Так была богата она радостными предвкушениями и так черна так черна! (Ю. К..)

    II. Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. Звёзды потухали или разбивались на осколки взамен их рас...ветали на небе другие. И деревья в тайге ум...ради и рож­дались одно дерево сж...гало молнией подмывало рекой другое сорило семена в воду по ветру птица отрывала шишку от кедра кл...вала орехи и сорила ими в мох. Нам только каже...ся что мы пр...образовали всё и тайгу тоже. Нет мы лишь ранили её повр...дили и...топтали и н...царапали ожгли огнём. Но страху смятенности своей н... смогли ей передать н... привили ей и враж­дебности как н... старались. Душа тайги всё так же величестве...а торжестве...а н...возмутима. Мы внушаем себе будто управля...м природой и что пожела...м то и сдела...м с нею. Но обман этот удаё...ся до тех пор пока н... останешься с тайгою с глазу на глаз пока н... побудешь в ней и н... поврачуешься ею тогда только вонмешь её могуществу почувствуешь её космическую пространственность и величие.

    (В. П. А с т а ф ь е в.)

    191. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните, чем выражено сказуемое в каждом предложении.

    1) Аспидно-чёрной была эта ночь поздней осени и н...хоте­лось выходить из дому но я всё-таки вышел. 2) Жутко и...ти ночью одному с фонарём! Один ты шуршишь сапогами один ты осв...щён и на виду всё остальное пр...таившись молча созерца...т тебя. 3) Тропа становилась круче и извил…стей пошли частые березы их белые стволы поминутно выступали из мра­ка. 4) Катер уже стоял возле пристани слабо видны были его красный и зелёный огни по бортам. 5) И я вспомнил весь этот год какой он был для меня ...астливый как много успел я напи­сать ра...казов и еще наверное напишу за оставшиеся глухие тихие дни на этой реке среди этой природы уже погасш...й и предзимн...й. 6) Я поставил чайник и стал ра...тапливать печь. В печи скоро загудело хворост затрещал запахло дымом и дро­вами. 7) Я был ...астлив но мне и странно как-то было и боязно уж очень все хорошо выходило у меня в ту осень. 8) Туман так плотен и бел что издали каже...ся разливом. 9) Город был широк. Широки были его площади улицы бульвары и от этого казался он пустым. 10) У Агеева дрогнуло в душе сдвинулось он хотел что-то сказать спросить но промолчал выт...щил из-под кровати этюдник и стал ра...клад...вать по подоко...ику и покровати картон тюбики с красками бутылочки со скипидаром стал переб...рать кисти сколачивать подрамники. 11) Пароход на котором Забавин соб...рался уезжать в Архангельск должен был зайти на остров через неделю. 12) На далёких холмах у горизонта леса розово светились небо было сине а поля каза­лись безграничными. 13) К нам в дом стали навед...ва...ся охот­ники. 14) Каких только имён н... встретишь среди охотничьих собак! 15) Писатель должен быть мужествен думал я потому что жизнь его тяжела. 16) Нужно держа...ся нужно быть му­жестве...ым чтобы начать всё сначала.

    (Ю. П. К а з а к о в.)

    192. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите однородные члены предложения и однородные части сложноподчиненных предложений.

    Как н... старались люди, собравшись в одно н...большое ме­сто несколько сот тысяч, изурод...вать ту землю, на которой они жались, как н... забивали камнями землю, чтобы н..чего н... р...сло на ней, как н... счищали всякую пробивающуюся травку, как н... дымили каменным углем и нефтью, как н... обрезывали де­ревья и н... выгоняли всех животных и птиц,— весна была вес­ною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, р...сла и зеленела везде, где только н... соскр...бали её, не только на га­зонах бульваров, но и между плитами камней, и берёзы, топо­ли, черёмуха ра...пускали свои клейкие и п...хучие листья, липы надували лоп...вшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весен­нему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жу...али у стен, пр...гретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и нас...комые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не перест..вали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди счи­тали, что св...щенно и важно не это весеннее утро, не эта красо­та мира божия, данная для блага всех существ,— красота, распол...гающая к миру, согласию и любви, а св...щенно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над дру­гом.

    (Л. Н. Т о л с т о й.)

    193. Составьте предложения, в которых следующие слова и сочетания слов употреблялись бы в качестве вводных.

    Кажется, видимо, в частности, наверное, правда, кстати, мо­жет быть, конечно, впрочем, разумеется, должно быть, на­конец.

    194. В следующих стихотворных отрывках найдите случаи такого по­рядка слов, который необычен для прозаической речи. Спишите, расстав­ляя знаки препинания.

    1) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень мёртвую ветвей и корни ядом напоила. (П.) 2) Так своеволием пылая роптала юность удалая опасных алча пере­мен забыв отчизны давний плен Богдана счастливые споры святые брани договоры и славу дедовских времён. (П.)3) На сих развалинах свершилось святое дружбы торжество и душ великих божество своим созданьем возгордилось. (П.)4) Редеют бледные туманы над бездной смерти роковой и вновь стоят передо мной веков протекших великаны. (Л.) 5) Клянусь я первым днём творенья клянусь его последним днём. Клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой победы краткою мечтой; клянусь сви­данием с тобой и вновь грозящею разлукой. (Л.) 6) Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила и мирный вече­ра пожар волна морская поглотила. (Тютч.) 7) Весна идёт вес­на идёт! И тихих тёплых майских дней румяный светлый хо­ровод толпится весело за ней. (Тютч.) 8) Мне не страшны дру­зей сожаления не обидно врагов торжество изреки только сло­во прощения ты чистейшей любви божество! (Н.) 9) Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай человеческим стрем­лениям в ней проснуться не мешай. (Н.) 10) Какая ночь! Как воздух чист как серебристый дремлет лист как тень черна при­брежных ив как безмятежно спит залив как не вздохнёт ни­где волна как тишиною грудь полна! (Ф.) 11) Враждебных полон тайн на взгорье спящий лес. (Бун.) 12) Люблю цветные стёкла окон и сумрак от столетних лип звенящей люстры серый кокон и половиц прогнивших скрип. (Бун.) 13) Россия нищая Россия мне избы серые твои твои мне песни ветровые — как слезы первые любви! (А. Б.) 14) По ограде высокой и длин­ной лишних роз к нам свисают цветы. Не смолкает напев со­ловьиный что-то шепчут ручьи и листы. (А. Б.)

    195. Прочтите; определите (устно) типы сложноподчинённых предложений. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    I. Очень сомнительно чтобы избра...ый нами герой понра­вился читателям. Дамам он н... понравится это можно сказать утвердительно ибо дамы требуют чтоб герой был решительное совершенство и если какое-нибудь душевное или телесное пятн...шко тогда беда! Как глубоко н... загл...ни автор ему в душу хоть отрази чище зеркала его образ ему н... дадут н...какой це­ны. Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты н... в каком случае н... простят герою и весьма мно­гие дамы отвор...тившись скажут фи! такой гадкий! Увы! Всё это известно автору; и при всём том он н... может взять в герои добр…детельного человека. Потому что пора наконец дать от­дых бедному добр...детельному человеку; потому что обр...тили в рабочую лошадь добр…детельного человека и нет писателя который бы н... ездил на нём понукая кнутом и всем чем попа­ло; потому что изморили добр...детельного человека до того что теперь на нём нет и тени добр...детели и остались только рёбра да кожа вместо тела; потому что н... ув...жают добр..детельного человека. Нет пора наконец припрячь и подлеца. Итак, при­пряжём подлеца!

    (Н. В. Г о г о л ь.)
    II. 1) Если человек н... ездил на лошадях по глухим просё­лочным дорогам то ра...казывать мне ему об этом нечего всё равно н... поймет. А тому, кто ездил и налом...нать н... хочу. 2) Я читал до тех пор пока н... начали слипа...ся отяж...левшие веки. 3) У меня похолодело привычно под ложечкой как всегда когда я в упор вид...л смерть. 4) С крыльца я услышал как в ворох... тряпья хныкал мальчишка. 5) В зиму 1918 года город жил странной неестестве...ою жизнью которая очень возможно уже н... повтори...ся в двадцатом столетии. 6) Ему пок...залось вдруг что чёрная туча засл...нила небо что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь как страшный вал смыва...т пристань. 7) Пор...жало Николку то обстоятельство что боевой пулемёт­ный дробот временами слышался н... только впереди но и слева и даже пожалуй немножко сзади. 8) Вдали там откуда приб…­жал остаток отряда вн...запно выск...чило несколько конных фигур. Видно было смутно что лошади под ними танцуют как будто играют и что лезвия серых шашек у них в руках. 9) Рука он...мела и стала тяж...лой как чугунная поэтому он и не шеве­лил ею, а лишь закрыл глаза. 10) Когда он открыл глаза ти­хонько чтобы н... вспугнуть сидящую возле него женщину он уви­дел прежнюю картину ровно слабо г...рела лампочка под крас­ным абаж...ром разливая мирный свет и профиль женщины был бессо...ый близ него. 11) Часовой ходил методически свесив штык и думал только об одном когда же и...течёт наконец мо­розный час пытки и он уйдёт с озверевшей земли вовнутрь где божестве...ым жаром пыш...т трубы греющие эшелон где в тес­ной к...нуре он смож...т свали...ся на узкую койку прильнуть к ней и на ней ра...пласта...ся. 12) Я не могу сказать хороша ли была пьеса или дурна. 13) Между слушателями произош...л разговор и хотя они говорили по-русски я ничего н... понял на­столько он был загадоч...н.

    (М. А. Б у л г а к о в.)

    196. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя прямую речь знаками препинания.

    I. Мы об вас вспом...нали у председателя палаты, у Ивана Григорьевича сказал, наконец, Чичиков, видя, что никто н...распол...гается начинать разговора. Очень приятно пров...ли там время.

    Да, я не был тогда у председателя отвечал Собакевич.

    А прекрасный человек!

    Кто такой? сказал Собакевич, глядя на угол печи.

    Председатель.

    Ну, может быть, это вам так пок...залось: он только что масон, а такой дурак, какого свет н... производил.

    Чичиков н...много озадач...лся таким отчасти резким опре­делением, но потом, поправившись, продолжал Конечно, всякий человек не без слабостей, но зато губернатор какой пр...восход..ный человек!

    Губернатор превосходный человек?

    Да, не правда ли?

    Первый разбойник в мире!

    Как, губернатор разбойник? сказал Чичиков и соверше...о не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники. При­знаюсь, этого я бы никак н...подумал продолжал он.

    И лицо разбойничье сказал Собакевич. Дайте ему только нож да выпуст.,.те его на большую дорогу, зареж...т, за копейку зареж...т!

    (Н. В. Г о г о л ь.)

    II. Голос приближался. Затрещал оси...ик, голос послышал­ся совсем рядом, из чащи вышел весну...атый мальчик. Ему было лет двенадцать. Он осторожно шагал по валежнику босы­ми ногами и нёс в руках старые сапоги. Он подошёл к нам и

    застенчиво поздоровался.

    А я слышу, кто-то и кричит и кричит сказал он и засме­ялся. Даже испугался: никого в эту пору тут быть не должно. Летом ещё бабы ход...т за ягодами, а сейчас какие ягоды — всё сошло! Заблудились?

    Заблудились ответили мы.

    Здесь и пропасть н...долго сказал мальчик. Прошлым летом баба одна заблудилась — только весной её нашли, остались одни косточки.

    А ты как сюда попал?

    Я-то здешний, с Малого озера. Тёлку ищу.

    (К. Г. П а у с т о в с к и й.)

    197. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Был тот особе...ый вечер какой бывает только на Кавказе... Из садов спешат с весёлым говором, до зах...ждения солнца, казачки привязывавшие плети. Девки с хворостинами весело болтая бегут к воротам навстречу скотин... которая толпится в облаке пыли и комаров приведё..ых ею за собой из степи. Сытые коровы и буйволицы разбр...даются по улицам, и казачки в цветных бешметах снуют между ними. Слышен их резкий го­вор весёлый смех и визги перебива...мые рёвом скотины. Там казак в оружии верхом выпросившийся с кордона под...езжает к хате и перегибаясь к окну постукива...т в него и вслед за стуком показывается красивая, молодая голова казачки и слы­ша...ся улыбающиеся, ласковые речи. Там скуластый оборва...ый работник-ногаец поворачива...т скрипящую арбу на чистом ши­роком дворе есаула и скид...вает ярмо с мотающих головами быков. Около лужи занимающей почти всю улицу проб...рается босая казачка с в...занкой дров за спиной. Визжат казачата г...няющие кубари на улицах везде, где вышло ровное место. (По Л. Н. Т о л с т о м у.)
    198. Спишите, раскрывая скобки и вставляя буквы в частицы и пристав­ки не и ни.

    Оленин был юноша, (н...)где (н...) кончивший курса, (н...) где (н...) служивший (только числившийся в каком(го) при­сутственном месте), промотавший половину своего состояния и до двадцати четырех лет (н...) избравший ещё себе(н...) какой карьеры и (н...)когда (н...)чего (н...) делавший. Он был то, что называется «молодой человек» в московском обществе.

    В восемнадцать лет Оленин был так свободен, как только бывали свободны русские богатые молодые люди сороковых го­дов, с молодых лет оставшиеся без родителей. Для него (н...) было (н...) каких—(н...) физических, (н...) моральных—оков: он мог всё сделать, и (н...)чего ему (н...) нужно было, и (н...)что его (н...) связывало. Он (н...) во что (н...) верил и (н...)чего (н...) признавал. Но, (н...) признавая (н...)чего, он (н...) только (н...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно...

    Уезжая из Москвы, он находился в том счастливом, моло­дом настроении духа, когда, сознав прежние ошибки, юноша вдруг скажет себе, что всё это было (н...) то, что всё прежнее было случайно и (н...) значительно, что он прежде (н...) хо­тел жить хорошенько, но что теперь, с выездом его из Моск­вы, начинается новая жизнь, в которой уже (н...) будет боль­ше тех ошибок, (н...) будет раскаяния, а, наверное, будет одно счастье.

    (Л. Н. Т о л с т о й.)

    199. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Пришла зима. Выпал глубокий снег и покрыл дороги поля деревни. Уса...ьба стояла вся белая на деревьях лежали пу­шистые хлопья точно сад опять ра...пустился белыми листьями. В большом камине потреск…вал огонь каждый входящий со двора вносил с собой свеж...сть и запах мягкого снега...

    Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна сле­пому. Просыпаясь утром он ощущал всегда особе...ую бодрость и узн...вал приход зимы по топанью людей входящих в кухню по скрипу дверей по острым едва ул...вимым струйкам разбе­гавш...мся по всему дому по скрипу шагов на дворе по осо­бе...ой «холодности» всех наружных звуков...

    На этот раз первый белый день повеял на него только боль­шею грустью. Надев с утра высокие сапоги он пошёл прокла­д…вая рыхлый след по девственным ещё дорожкам к мельнице.

    В саду было соверше...о тихо. Смёр...шаяся земля покры­тая пушистым мягким слоем соверше...о смолкла не отдавая

    звуков зато воздух стал как-то особе...о чуток отч...тливо и полно перенося на далёкие ра..тояния и крик вороны и удар топора и лёгкий треск обломавшейся ветки.

    (В. Г. К о р о л е н к о.)

    200. Спишите, раскрывая скобки.

    1) Как хороша молодая берёзовая рощица (в)начале весны! 2) (В)начале мы решили было ехать, а потом раздумали. 3) При­ходите (во)время, не опаздывайте! 4) С Колей я познакомился (во)время каникул, на даче. 5) Все ли (на)лицо?—Все.— Ну, можно начинать. 6) (На) лицо его падала тень от за­навески: он точно прятался. 7) Я (на)столько растерялся, что не мог ничего сказать. 8) Признаться, (на) столько народу мы не рассчитывали. 9) Помню прошлое лето у вас: (на) сколько весе­лее оно прошло! 10) (На)сколько же человек накрывать стол? 11) Мороз. Пора уже (по)зимнему одеваться. 12) Весело мчаться (по)зимнему укатанному тракту! 13) Неожидан­но тропа уперлась (в)крутую гору. 14) Подали яйца, сваренные (в) крутую. 15) Меня вы тогда не послушали, а ведь вышло (по)моему. 16) (По) моему мнению, с этой задачей мы легко справимся.

    201. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Море смеялось. Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и покрываясь мелкой рябью осл..пительно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр...ых улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песча...ой косы. Этот звук и блеск солнца ты­сячекратно отраж...нного рябью моря гармонично сливались в н...прерывное движение полное живой радости.

    Узкая длинная коса походила на огромную башню упавшую с берега в море. Вонзаясь острым шпилем в безграничную пу­стыню играющей солнцем воды она теряла своё оен...вание вдали

    где знойная мгла скрывала землю.

    В песок косы усе...нной рыбьей чешуёй были воткнуты деревя..ые колья на них висели невода бросая от себя паутину теней. Багры вёсла корзины и бочки бе...порядочно валялись на косе, среди них возвышался шалаш собра...ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали подошвами в небо валя...ые сапоги.

    (М. Г о р ь к и й.)

    202. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

    Дорога бежала (на) встречу, как бе...конечная упругая лен­та, ветви больно хлестали Морозку по лицу, а он всё гнал и гнал очумевшего жеребца, полный (не) истовой злобы, обиды, мщения.

    ...Мишка [конь Морозки], разобиже...ый (в) конец (не) спра­ведливостью хозяина, бежал до тех пор, пока в натруже...ых губах (не) ослабели удила; тогда он замедлил ход и, (не)слыша новых понуканий, пош...л показно быстрым шагом, совсем как человек, оскорблённый, но (не) теряющий собстве..oro досто...нства.

    ...Солнце загляд...вало Морозке под козырёк; оно ещё стоя­ло над хребтом бе...страстным, (не) мигающим глазом, но поля вокруг были тревожно безлюдны.

    Он видел (не)убра...ые ячменные снопы на (не)дожатых по­лосах, бабий передник, забытый (в)торопях на суслоне, грабли, комлем воткнутые в межу.

    На покривившемся стогу уныло, (по) сиротски примостилась ворона и молчала. Но всё это проплывало мимо сознания. Морозка разворошил давнишнюю слежавшуюся пыль воспоминаний и обнаружил, что это ("не.) веселый, а очень безрадостный, прокля­тый груз.

    (А. Ф а д е е в.)

    203. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и раскры­вая скобки.

    Можно ещё много написать о Мещёрском крае. Можно напи­сать что этот край очень богат лесами и торфом сеном и кар­тофелем молоком и ягодами. Но я наро...но (н...)пишу об этом. (Не) ужели мы должны любить свою землю только (за) то что она богата что она даёт обильные ур...жаи и природные силы её можно использ...вать для нашего благосостояния!

    (н...) только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё (за) то что даже (не) богатые они для нас пр...красны. Я люблю Мещёрский край (за)то что он пр...красен хотя вся прелесть его pa-..крывае...ся (н...) сразу а очень медле...о постепе...о.

    На первый взгляд — это тихая и (не) мудрая земля под (не) яр­ким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше почти до боли в сердце начина...шь любить эту (не)обыкнове...ую землю. И если придё...ся защищать свою страну то где (то) в глубине сердца я буду знать что я защищаю и этот клочок земли научивший меня видеть и понимать пр...красное как (бы) (не) взрачно на вид оно (н...)было,— этот лесной задумчивый край любовь к которому (н...)забуде...ся как (н...)когда (н...)забывае...ся первая любовь.

    (К. П а у с т о в с к и й.)

    СОДЕРЖАНИЕ.
    Введение

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 5

    ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 12

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА 12

    § 8. Коммуникативная функция предложения. Слова и сло­восочетания при помощи определённых форм, интонации и по­рядка расположения образуют предложения, например: 12

    1) Ива­нов, приготовить чертёж, приготовить к вечеру. — Иванов приготовит к вечеру чертёж. 2) Приготовить чертёж, приготовить к вечеру.— а) Приготовьте к вечеру чертёж, б) Приготовить к вечеру чертёж! 12

    § 10. Предложения нераспространённые и распространённые. 13

    ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ 18

    ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ 30

    ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37

    ПОРЯДОК СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИИ 48

    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 56

    ОБРАЩЕНИЕ 65

    ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 67

    МЕЖДОМЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 70

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 71

    СЛОЖНОСОЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 84

    СЛОЖНОПОДЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 89

    БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 124

    СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ 126

    СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ 135

    СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ 138

    РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ 143

    ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 145
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта