Главная страница
Навигация по странице:

  • Как ни

  • § 97. Переходные случаи между сочинением и подчинением предложений

  • , и это было отчасти причиною проступка Корсакова

  • и отряд дол­жен был остановиться.

  • так что отряд должен был остановиться.

  • Если Левину весело было на скотном и житном дворах

  • между тем как

  • § 98. Сложноподчинённые предложения со взаимно обуслов­ленными частями.

  • § 99. Место придаточной части в сложноподчинённом пред­ложении и знаки препинания в нём.

  • потому, что

  • для того, чтобы

  • так, что

  • откуда.

  • и когда

  • Русский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др.. Учебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати


    Скачать 2.54 Mb.
    НазваниеУчебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати
    АнкорРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
    Дата28.01.2017
    Размер2.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
    ТипУчебные пособия
    #169
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница19 из 28

    Подборка по базе: Особенности труда педагогических работников.docx, Огневая подготовка Т2-1 Стрелковое оружие гранатометы и учебные , Влияние знака зодика на характер и учебные возможности школьника, ИОННЫЙ ОБМЕН для учебного пособия.docx, разные учебные материалы.fb2, РП основы педагогических исследований.doc, 1.6. Система педагогических наук.docx, Диплом Пособия по временной нетрудоспособности по праву социальн.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28
    § 96. Придаточные части сложноподчиненного предложения с частицей ни.
    Тесная связь между частями предложения устанавливается тогда, когда в при­даточной имеется усилительная частица ни. Эта частица тесно сливается с от­носительным словом или подчинительным союзом: кто ни что ни, какую ни куда ни, где ни, сколько ни, как ни, когда ни и т. п. Придаточные части с этими сочетаниями имеют добавочное значение обобщения и усиления. Эти добавочные значения вызывают следующие особенности в форме сложных предложений:

    а) относительным словам с частицей ни в главной части предложения обыч­но соответствуют не указательные местоимения (и местоимённые наречия), а опре­делительные со значением совокупности, обобщения (весь, всякий, каждый, вез­де, всегда и т. п.) или отрицательные, тоже с очень общим значением (никто, никакой, ничей, нигде, никуда и т. п.);

    б) придаточная часть обычно находится впереди главной. П р и м е р ы. 1) Кто ни входил, все с изумлением смотрели на громадную черепаху. (Придаточная часть присоединяется к главной сочетанием кто ни, она имеет значение обобщения и усиления, стоит впереди главной; в главной частя имеется не указательное, а определительное местоимение все со значением сово­купности.) 2) Что ни дай, он всё читает. (Придаточная часть с сочетанием что ни тоже имеет значение обобщения и усиления, в главной части сочетанию что ни соответствует дополнение всё, выраженное определительным местоимением со зна­чением совокупности.) 3) Он читает всякую книгу, какую ни дай. (Придаточ­ная часть обобщающего значения с сочетанием какую ни, в главной этому со­четанию соответствует определительное местоимение всякий с обобщающим зна­чением.) 4) Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (Придаточная часть с обоб­щающим значением присоединяется сочетанием куда ни. в главной ему соответ­ствует местоименное наречие повсюду с обобщающим значением.) 5) Как нистарался, ничего у него не вышло. (Придаточная часть обобщающего характера с сочетанием как ни, которому в главном соответствует отрицательное местоиме­ние ничего с обобщающим значением.)

    Упражнение 122. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ука­зательные слова, союзные слова и подчинительные союзы, укажите их роль в предложении.

    1) Хорошо тому, кто в н...настные дни сидит под кровлей дома, у кого есть тёплый уголок. (Т.) 2) То, что я хочу ра.…казать, было в сороковых годах. (Л. Т.) 3) Тому, что было, уже не бывать. (П.) 4) Я тот, которому вн...мала ты в полуночной тишине. (Л.) 5) Кто живёт без печали и гнева, тот н... любит отчизны своей. (Н.) 6) Ветер выл с такой св...репой выр…зи­тельностью, что казался одушевлё...ым. (Ч.) 7) Снега г...рели кумачным блеском так весело, так ярко, что, каже...ся, тут бы и остался жить навеки. (Л.) 8) Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своей товарищеской обяза...остью. (Ч.) 9) Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня пла­кала. (Л. Т.) 10) Обоз тронулся с места рано, потому что бы­ло н...жарко. (Ч.) 11) Часа в три утра я проснулся оттого, что озяб. (Арс.) 12) Васенька так шибко гнал лошадей, что они пр...ехали к болоту слишком рано. (Л. Т.) 13) То, что он уви-д...л, было так н...ожиданно, что он н...множко и...пугался. (Ч.) 14) Алексей пополз туда, куда уш...л самолёт. (Б. П.) 15) Гу­ляли мы до тех пор, пока в окнах дач н... стали гаснуть отp...жения звёзд. (Ч.)
    Упражнение 123. Спишите. Укажите сложноподчинённые предложения с двой­ными союзами и сложноподчиненные с частицей ни (с усилительно-обобщающим значением).

    1) Где бы мы ни плавали, все звёзды над водой казались нам московскою кремлёвскою звездой. (Жар.) 2) Если над Ге­ком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землёй ни дождя, ни туч нет. Если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже. (А. Г.) 3) Ког­да они возвращались домой, то ещё издали услышали музыку и хоровые песни. (А. Г.) 4) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на неё внима­ния. (Ч.) 5) Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. (Арс.) 6) Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспеш­но. (Л.) 7) Что ни спроси, растолкует, научит, с ней говорить никогда не наскучит. (Н.)

    § 97. Переходные случаи между сочинением и подчинением предложений.

    В языке резкой границы между сочинением и подчинением нет. Некоторые сочетания предложений, оформленные как подчинение, по смысло­вым отношениям близки к сочинению; такими являются сложноподчинённые пред­ложения с придаточными присоединительными, например: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей, что и было отчасти причиною прос­тупка Корсакова...( П.) Второе предложение в этом примере что и было отчасти причиною проступка Корсакова оформлено как придаточная часть, на его за­висимый характер ясно указывает относительное местоимение что, которым оно прикрепляется к первому предложению. Но по смыслу это сочетание предложе­ний близко к сочинению; сравните синонимическое сочетание предложений со­чинительного характера с союзом и: Наталья Гавриловна славилась на ассамбле­ях лучшей танцовщицей, и это было отчасти причиною проступка Корсакова. И в том и в другом примере второе предложение имеет характер чего-то доба­вочного (по отношению к смыслу первого предложения).

    Сочетание некоторых предложений, оформленное как сочинение, по смысловым отношениям близко к подчинению, например: Все очень устали, и отряд дол­жен был остановиться. В этом сочетании второе предложение имеет значение следствия. Сравните синонимическое сочетание подчинительного характера: Все очень устали, так что отряд должен был остановиться.

    Сравним ещё два примера: 1) Если дед уходил из дома, бабушка устра­ивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 2) Если Левину весело было на скотном и житном дворах, то ему стало ещё веселее в поле. (Л. Г.) И в первом и во втором примере предложения связаны подчинительным союзом если (если — то), но в первом примере смысловые отношения подчинительные, а во втором — сочинительные. В первом примере главная часть — бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, придаточная — если дед уходил из дома; она заключает условие, при котором возможно то, о чём сообщается в главной части. Во втором примере предложение если Левину весело было на скотном и житном. дворах не является придаточным условным к предложению ему стало ещё ве­селее в поле. В этом сложном предложении сопоставляются два явления для их различия. Сравните сочинительное сочетание: Левину весело было на скотном и житном дворах, а ещё веселее ему стало в поле.

    Рассмотрим ещё два примера: 1) Изба как будто врастает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покачивают над нею своими головами. (Кор.) 2)В длинной стволине порох воспламеняется весь до вылета дроби, тог­да как в короткой он не успевает вспыхнуть. (А.)

    В состав выделенных сочетаний вошли указательные слова и подчинитель­ные союзы, т е. такие элементы, которые подчиняют, а не сочиняют предложе­ния. Но в приведённых примерах эти сочетания имеют противительное значение с очень слабыми оттенками временнóго значения. Следовательно, по форме данные предложения сложноподчинённые, а по значению они ближе к сложно­сочинённым

    Есть такие сложные предложения, в которых совершенно ясно сочетаются подчинение и сочинение, что выражается наличием подчинительного и сочинитель­ного союзов, например: Хотя и будет дождь, но уже не зеленеть траве. (Т.) Такое сочетание бывает в сложных предложениях с придаточными уступитель­ными вследствие близости уступительного и противительного значений.

    Упражнение 124. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите пере­ходные случаи между сочинением и подчинением; объясните, почему эти случаи являются переходными.

    1) Болезнь прин...ла быстрый ход, что обыкнове...о случается при хирургических отравах. (Т.) 2) Обе девицы надели ж...лтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торже­стве...ые случаи. (П.) 3) Г...рели фруктовые деревья около пост­роек, отчего дым был особе...о густ и ч...рен. (С.-Ц.) 4) Он вежливо покл...нился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г). 5) Его не было дома, почему я и оставил записку. (П.) 6) Она сознала в себе силы и решилась боро...ся с мужем, без слез и жалоб требовать, тогда как до сих пор она только плакала, худела и ум...ляла мужа. (Пом.) 7) По берегам зелёный лопух, схваче...ый водою, тянулся из неё, тревожно размахивая н... пото­нувшими ещё верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-и-мачеха, и вся зелёная братия стояли уже безропотно тихо. (Кор.) 8) Эти наступательные опера­ции были об...печены значительным пр...восходством над противни­ком в пехоте, орудиях и пулемётах, тогда как его кавалерия по-прежнему имела огромный числе...ый перевес. 9) Если в Алексан­дровском округе климат морской, то в Тымовском он континен­тальный. (Ч.) 10) Хотя было ещё рано, но ворота ок...запись за­пертыми. (Кор.) II) Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда. (М. Г.)

    § 98. Сложноподчинённые предложения со взаимно обуслов­ленными частями.

    Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложе­ние, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить главную и придаточную части.

    Выделяются две группы сложноподчинённых предложений со вза­имно обусловленными частями. В первую группу входят сложно­подчинённые предложения с временными значениями, во второй части которых, как правило, находятся слова как или как вдруг, имеющие значение подчинительного союза, например: 1) Мы соби­рались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие. (Т.) В этом примере второе предло­жение оформлено как зависимое: оно имеет сочетание как вдруг в роли подчинительного союза. Первое предложение не является за­конченным. Его незаконченность выражается лексическим значени­ем сказуемого собирались вернуться и интонацией, которые ясно показывают, что за первым предложением что-то должно следовать. Общее значение сложного предложения: за действием, которое ещё только предполагалось, быстро и неожиданно произошло второе дей­ствие. Очень часто незаконченность первого предложения усили­вается словами ещё, уже, только, не, например: 2) Ещё солнце не дошло до половины неба, как все запорожцы, собрались в круг. (Г.) 3) Нехлюдов хотел уже выйти, как протяжный, влажный вздох изобличил хозяина. (Л. Т.) 4) Только успели мы отдох­нуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы. (П.) 5) Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. (Кр.) Во всех этих примерах первое и второе предложения вза­имно обусловлены. В первом предложении говорится о действии, которое или не успело закончиться, или только что закончилось, или только ещё предполагалось, как вдруг последовало другое действие, о котором сообщается во втором предложении.

    Иногда во второй части слова как или как вдруг опуска­ются, т. с. получается бессоюзное предложение с тем же значе­нием, например; Не успело солнце пригреть землю—загудело всё небо. (Бубен.)

    Во вторую группу входят сложноподчинённые предложения с двойным союзом чем — тем, с каждой частью которого связа­ны формы сравнительной степени, например: Чем ночь темней, тем ярче звёзды. В каждом простом предложении есть пока­затели подчинения — части подчинительного (сравнительного) союза чем — тем. Значение таких предложений сравнительно-сопоставительное.

    Упражнение 125. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями и объясните, почему эти части являются взаимно обусловленными.

    1) Н... проходит и пяти минут, как дети опять хохоч...т и мирно беседуют. (Ч.) 2) Уж я доканч…вал второй стакан чая, как вдруг дверь скрипнула... (Л.) 3) Н... успел я распл...ти...ся со старым моим ямщиком, как Дуня возвр…тилась с самова­ром. (Л.) 4) Я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужа...ная метель. (П.) 5) Чем ближе подходит дневная съёмка к концу, тем ворчливее и бе...церемон­нее делается землемер. (Купр.) 6) Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения. (М. Г.) 7) Чем ближе подходил Пастухов к дому, тем глубже вселялось в него энер­гичное во...бужденне. (Фед.)

    § 99. Место придаточной части в сложноподчинённом пред­ложении и знаки препинания в нём.

    1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и вну­три главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с обеих сторон, например: 1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей. (П.) 2) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. (Т.) 3) В больших хозяйствах, где косили машинами, пшеница лежала не в копнах, а в кучах. (Ч.)

    2. Если указательные слова не сливаются со стоящим рядом союзом в один сложный союз, то запятая ставится после ука­зательных слов, если же происходит слияние, то запятая ста­вится перед сложным союзом, например: 1) Нехлюдов заехал к тётушкам потому, что имение их было по дороге к прошедше­му вперёд его полку, и потому, что они его очень об этом про­сили, но, главное, заехал он теперь для того, чтобы увидеть Катюшу. (Л. Т.) 2) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. (А.) 3) Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа да кости. (Л. Т.)

    Но: 1) Учитель-француз был отпущен, потому что сыну при­шёл черёд на службу. (Г.) 2) Мы. сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (Л.)

    П р и м е ч а н и я. 1) Неполная придаточная часть предложения, состоя­щая из одного союзного слова, запятой от главной части не отделяется, например: 1) Отец спросил, откуда я пришёл. Я сказал откуда. 2) Учитель спросил ученика, когда он поедет в деревню. Ученик сказал когда.

    2. Если перед подчинительным союзом или относительным (союзным) словом стоит отрицание нe или сочинительный союз (и, или и т. п.), тесно сливающийся с придаточной частью, то последняя не отделяется от главной запятой, например: 1) и море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь. (Гонч.). 2) Он раздражителен и когда болен, и когда здоров.

    Упражнение 126. Прочитайте, укажите придаточные части. Отметьте те из них, которые допускают различные перестановки по отношению к главной части, и те, которые не допускают этих перестановок. Объясните постановку знаков препинания.

    1) Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего ко­ня. (П.) 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ям­скую избу. (П.) 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. (Баб.) 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. (Купр.) 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. (Медв.)

    6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже стемнело. (Г. Ник.) 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпу­скала сына в Петербург на службу. (Гонч.) 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (Ч.) 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. (Фед.) 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как скатюши» уже давно переменили пози­ции. (Перв.) 11) Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. (Шол.) 12) Дело-то, если говорить по порядку, начинается с каторги. (Кор.) 13) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плече. (Пан.) 14) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (Фед.) 15) Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. (Семушк.) 16) В своих мягких войлочных туфлях женщина двигалась настолько бес­шумно, что Воропаев почти не ощущал её соседства с собою. (Павл.) 17) С глухими звуками, как будто кто-то бьёт ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты. (Перв.) 18) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (Ч.) 19) В телеграмме не было сказано, по какому делу его вызывают в Москву. (Баб.) 20) Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил. (Бубен.) 21) В воскресенье Лида на­стояла, чтобы Пырин взял её с собой в город. (П о п о в.) 22) Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь. (Бу­бен.) 23) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Б. П.) 24) Вскочили на коней, поскакали к бе­регу, откуда должна была начаться переправа. (Фурм.) 25) Кто ищет, тот всегда найдёт. (Л.-К)

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   28


    написать администратору сайта