Главная страница

Русский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др.. Учебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати


Скачать 2.54 Mb.
НазваниеУчебные пособия для педагогических училищ и колледжей Руководитель программы З. А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати
АнкорРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
Дата28.01.2017
Размер2.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРусский язык Учебник. Часть 2. Синтаксис - Земский А.М. и др..doc
ТипУчебные пособия
#169
КатегорияЯзыки. Языкознание
страница16 из 28

Подборка по базе: Особенности труда педагогических работников.docx, Огневая подготовка Т2-1 Стрелковое оружие гранатометы и учебные , Влияние знака зодика на характер и учебные возможности школьника, ИОННЫЙ ОБМЕН для учебного пособия.docx, разные учебные материалы.fb2, РП основы педагогических исследований.doc, 1.6. Система педагогических наук.docx, Диплом Пособия по временной нетрудоспособности по праву социальн.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28
§ 81. Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петя вечером ушёл к товарищу. 2) Петя, после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры, ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш, занеимениемквартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2} При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3) Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

§ 82. Обособление дополнений.

Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие:

а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других пред­метов: Все, кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);

б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кро­ме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других пред­метов: Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять чело­век солдат. (Л. Т.)
Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоя­тельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.

1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тро­пической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)

3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)

4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротить­ся. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими ма­нерами. (Т.)

109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ние не и ни.

1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились толь­ко тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подоб­ных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжаю­щих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кро­ватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)

§ 83. Обособление уточняющих членов предложения.

У т о ч ­н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие члены могут быть распространёнными. Уточняю­щие члены предложения являются как бы неполными предло­жениями, введёнными в основное.

В предложении Здесь, на поле Бородина, русская армия по­крыла себя неувядаемой славой уточняющее обстоятельство места на поле Бородина отвечает на тот же самый вопрос (где?), что и обстоятельство места здесь, после которого оно стоит; оно служит для уточнения содержания: здесь (а именно), на поле Бородина.

Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым ими словам посредством пояснительных союзов то есть, или (в зна­чении то есть), а именно и др., например: Они прежде, то есть до приезда в деревню, жили в большом ладу. (Т.) Когда пояс­нительных союзов нет, их можно подразумевать, например:

Алексей дерётся лихо, это его свои (а именно), городские, бьют. (М.Г.)

Уточняющий член может принадлежать к той же части ре­чи, что и уточняемое слово, но может быть выражен и другой частью речи: 1) Иногда, очень редко, Пётр шутил (М. Г.) — наречие иногда уточняется наречиями же очень редко. 2) Го­ворил он долго, минут десять (М. Г.) — наречие долго уточ­няется сочетанием числительного с существительным: минут десять.

Уточняющие члены могут относиться как к главным, так и к второстепенным членам предложения.

П р и м е р ы. 1) Уточняющий член к сказуемому: Он сделал мне честь — посетил меня (П.); 2) уточняющий член к подле­жащему: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Не­вы (П.); 3) уточняющий член к дополнению: Он всеми силами души всегда желал одного — быть вполне хорошим (Л. Т.);

4) уточняющий член к определению: Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый (Л. Т.); 5) уточняющий член к об­стоятельству: У неё было такое чувство, как будто она жила в этих краях давно-давно, сто лет. (Ч.)

Когда уточняющие члены присоединяются при помощи по­яснительных союзов, то выделяются з а п я т ы м и: До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от противника по силе огня. (С.-Ц.) Если же они присоединяются без союзов, то выделяются з а п я т ы ­м и, т и р е или с к о б к а м и: 1) Я говорю теперь о самом себе спокойно, без всякой жёлчи. (Т.) 2) Он сам заговорил со сту­дентами и старался казаться совсем своим, простым — душа нараспашку. (С.-Ц.) 3) Богатые месторождения селенита (раз­новидности гипса) имеются у нас на Урале.

Обстоятельства могут обособляться или не обособляться в зависимости от того, желает или нет говорящий подчеркнуть их уточняющий смысл; ср.: 1) Перед огнём, на опрокинутой лод­ке, сидела мельничиха. (Т.) 2) Мы решили отдохнуть на опушке под берёзкой.

Уточняющие определения могут не выделяться с обеих сто­рон, а только отделяться запятой от уточняемых ими опреде­лений: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. (М. Г.)
Упражнение 110. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните уточняющие члены предложения.

1) (В) дали, ближе к рощ..., глухо стучал т...пор. 2) Это вот спальня, а там, за нею, ещё девичья. 3) Он (ни) когда н... смеялся, но иногда, весьма редко, хохотал истерически. 4) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. 5) Прямо (передо) мною, в углу, образов...ном тем обрывом и р...вниной, возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тём­ным зеркалом, под самой кручью холма, красным плам...нем г...рели и дымились друг подле дружки два огонька. 6) Лет пять тому назад, осенью, на дорог... из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть целый день в почтовом дом..., (за) недостатком лошадей.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

Повторительное упражнение 111. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Внизу под железной сетью «воздушной дороги» в пыли и в грязи мостовых безмолвно возя...ся дети, безмолвно, хотя они смею...ся и кричат, как дети всего мира но голоса их тонут в грохот... над ними, точно капли дождя в мор... . Они кажутся цветами, которые чья-то грубая рука выбросила из окон домов в грязь улицы. Питая свои тела жирными испарениями города они бледны и жёлты, кровь их отравлена, нервы раздражены зловещим криком ржавого металла, угрюмым воем порабощё..ых молний.

— Разве из этих детей выр...стут здоровые смелые гордые люди? — спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет хохот злой визг.

Вагоны несу...ся мимо Ист-Сайда квартала бедных компост­ной ямы города... Туда стекаю...ся все эти люди, и там из них вываривают золото. Канавы улиц кишат детьми.

Я очень много видел нищеты, мне хорошо знакомо её зелё­ное бе... кровное костлявое лицо. Её глаза тупые от голода и г...рящие жадностью хитрые и мстительные или рабски покор­ные и всегда н...человеческие я всюду видел но ужас нищеты Ист-Сайда мрачнее всего, что я знаю.

В этих улицах набитых людьми, точно мешки с крупой, де­ти жадно ищут в коробках с мусором стоящих у панелей за­гнившие овощи и пож...рают их вместе с плесенью тут же в ед­кой пыли и духоте.

Когда они находят корку загнившего хлеба, она возбуж­да...т среди них дикую вражду; охваче…ые желанием прогло­тить её они деру...ся, как маленькие собач...ки. Они покрывают мостовые стаями, точно прож...рливые голуби; в час ночи в два и позднее они всё ещё роются в грязи жалкие микробы нище­ты живые упрёки жадности богатых рабов Жёлтого Дьявола.

(М. Г о р ь к и й, Город Жёлтого Дьявола.)

§ 84. Обособление присоединительных слов.
Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отличаются от них по значению: вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а присоединительные слова, являясь до­полнительными замечаниями, или разъясняют какой-либо член предложения, или выделяют его; они являются теми же члена­ми предложения, что и выделяемые или разъясняемые ими чле­ны предложения. Присоединительные слова и сочетания обычно присоединяются при помощи следующих слов и частиц: напри­мер, в частности, в том числе, вообще, да и вообще, даже, осо­бенно, в особенности, по преимуществу, главным образом, в первую очередь, прежде всего и т. п. Присоединительные слова и сочетания выделяются з а п я т ы м и.

П р и м е р ы. 1) Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо, как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево, например в липу. (М. Г.) 2) Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений. (Кор.) 3) Они все трое, в особенности старый казак, были краснее обыкновенного. (Л. Т.) 4) Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками, неразборчивым почерком, не дописывая слов, вообще небрежно. (С.-Ц.)

Упражнение 112. Прочитайте и укажите обособленные присоединитель­ные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) На след...щий день с раннего утра вид бульвара, в...бще внешний вид Парижа, н... занятого инсургентами, изменился, как по манию волшебного жезла. (Т.) 2) Ба...икады возн...кали всюду, особе...о по ту сторону Сены. (Т.) 3) На ближайш...й к Инкерманским высотам Северной стороне все, даже и самые маленькие, хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба. (С.-Ц.) 4) Больных и ране...ых лечили свои же каза...кие медики, большей частью к...шевары. (С.-Ц.)

113. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Как скоро дрогн...т вода то есть пойдёт на убыль рыба поворачивает назад и с таким же стр...млением скатывае...ся вниз, с каким до сих пор шла вверх. (А.) 2) Было ещё рано около полудня. (М. Г.) 3) Пообедал он весело и после обеда уже ничего н... писал н...каких бумаг. (Г.) 4) Он сразу в пер­вые же минуты заговорил об этом. (М. Г.) 5) Я всегда и везде особе...о на Кавказе замечал особе...ый такт у нашего солдата. (Л. Т.) 6) Наклонность к умстве...ым наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Ч.) 7) Мы исполняли разные наружные работы главным образом красили крыши. (Ч.) 8) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч...т (Ч.) 9) Удобства жизни можно соч...тать с каким угодно даже с самым тяж...лым и грязным трудом. (Ч.)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 85. Общее понятие о сложном предложении. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.
Предложения, в которых более чем одна предикативная связь (то есть более чем одна пара подлежащего и сказуемого), называются с л о ж н ы м и. Сложные предложения состоят из двух или нескольких частей, объединяемых в одно целое по смыслу и интонационно. Например: 1) Природа не спала, и ночь нельзя было назвать тихой. (Ч.) 2) Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (Кор.) 3) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. (П.) 4) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.) Частями сложного предложения служат предложе­ния простые. Они соединяются в сложные двумя основными способами: 1) при помощи с о ю -з о в и относительных место­имений и местоименных наречий, которые называются с о ю з­ н- ы м и с л о в а м и (примеры 1-й, 2-й, 3-й); 2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (пример 4-й).

П р и м е ч а н и е Есть сложные предложения, состоящие из трёх и бо­лее частей, в которых одни части соединяются интонационно, а другие со­чинительными союзами, например: Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта. (М. Г.)

Сложные предложения, в которых части соединяются со­юзами и союзными словами, делятся на две группы: 1) п р е д ­л о ж е н и я с л о ж н о с о ч и н ё н н ы е, 2) предложения сложноподчинённые.

С л о ж н о с о ч и н ё н н ы м и п р е д л о ж е н и я м и назы­ваются такие, в которых части предложения соединяются сочи­нительными союзами, например: 1) Небо снова покрылось ту­чами, и посыпался дождь. (М. Г.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.) 3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л. Т.)

Сложноподчинёнными предложениями назы­ваются такие, у которых одна часть присоединяется к другой подчинительным союзом или союзным словом, например:

1) Пурга не страшна, если человек не будет её бояться. (Семушк.) 2) В одном месте мы спугнули несколько пар журав­лей, которые с печальным криком полетели дальше. (М.-С.)

П р и м е ч а н и е. Бессоюзные сложные предложения не делят на слож­носочинённые и сложноподчинённые, потому что в них нет основных показателей сочинения и подчинения — союзов и союзных слов. Вся группа бессоюзных сложных предложений изучается целиком, но вполне возможно от­мечать, что одни из них по смыслу и по интонации ближе к сложносочи­нённым предложениям (В глазах у меня потемнело, голова закружились) (Л.), другие — к сложноподчинённым (Успокойтесь: рана неопасна) (Т.). третьи возможно сопоставить и со сложносочинёнными, и со сложно­подчинёнными (Дождь кончился, выглянуло солнце. Ср.: Дождь кончился, и выглянуло солнце. Когда дождь кончился, выглянуло солнце).

Упражнение 114. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) прос­тые предложения, 2) сложносочинённые предложения (с союзами и, но), 3) сложноподчинённые предложения (с подчинительными союзами чтобы, если и союзными словами который, куда), 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова.

1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию. (Н. О.) 2) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 3) Я хочу, что­бы моя новая книга была произведением ярким, волнующим ду­шу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 4) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 5) Порывы ветра тре­пали деревья, вода фонтаном обливала стоящих, но они ниче­го не чувствовали. (Гл.) 6) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 7) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно по­страдал от боя. (Бубен.) 8) Поезд ушёл, его огни скоро исчез­ли. (Ч.) 9) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 10) По­года была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

СЛОЖНОСОЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   28


написать администратору сайта