Главная страница

РП основы педагогических исследований. Рабочая программа учебной дисциплины оп. 08 Основы психологопедагогического исследования Для специальности 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах


Скачать 197.5 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины оп. 08 Основы психологопедагогического исследования Для специальности 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах
Дата09.04.2018
Размер197.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРП основы педагогических исследований.doc
ТипРабочая программа
#40673

Подборка по базе: Химия аннотация к рабочим программам 10-11.docx, Дополнительная образовательная программа Шахматы Программа рас, Рабочая программа СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ внеурочная деятельность по физ, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПБД.docx, 2019-2020 ДОПИСАТЬ программа старшая группа.docx, рабочая программа логопеда.docx, Отчет о прохождении учебной практики в администрации.doc, Индивидуальная программа саморегуляции.docx, отчет по учебной практике.docx, 5 класс рабочая программа по технологии.doc.


Министерство образования и науки удмуртской республики

Бюджетное профессиональное Образовательное Учреждение

удмуртской республики

«можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова»

Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы психолого-педагогического исследования
Для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолого-педагогического исследования» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) (утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 1353 от 27.10.2014 г., зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2014 г. № 34864) по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)
Организация - разработчик: БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова»
Разработчики:

Киселева Э.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин, высшая квалификационная категория

Рекомендована Экспертным советом БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т.К. Борисова».

Протокол №____________

от «____»__________20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолого-педагогического исследования» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах (углубленной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;

У2 - использовать методы и методики психолого-педагогического исследования и проектирования;

У3 - оформлять исследовательскую и проектную работу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1 - теоретические основы исследовательской и проектной деятельности педагога;

З2 - источники информации и способы ее обобщения;

З3 - методы и методики психолого-педагогического исследования и проектирования;

З4 - основы организации опытно-экспериментальной работы педагога;

З5 - требования к оформлению исследовательской и проектной работы;

З6 - требования к оформлению результатов исследовательской и проектной работы;

З7 - логику подготовки и требования к защите исследовательской и проектной работы.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:




практические занятия

19

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:




подготовка к практическим занятиям

конспектирование

подготовка сообщения

составление тезисов

подготовка слайдов

11

6

10

2

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Содержание учебной дисциплины «Основы психолого-педагогического исследования» 3 «а»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел.1. Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности педагога





14




Тема 1.1 Наука и научное познание


Содержание учебного материала

2





1

Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Основная цель и основной продукт научной деятельности - получение новых знаний в тех или иных областях человеческой жизни.

Три основных группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Междисциплинарный характер современной науки.

Эмпирические и теоретические уровни научного познания мира




2

Самостоятельная работа:

Конспектирование: «Научный подход к организации исследовательской деятельности».

Сообщение: «Проблематика современных психолого-педагогических исследований»

1




Тема 1.2 Методологические основы психолого-педагогического исследования


Содержание учебного материала


5




1

Методологические принципы психолого-педагогического исследования. Основные принципы психолого-педагогического исследования: принцип объективности, принцип сущностного анализа, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства, принцип новизны, принцип естественности, принцип осознанности и др.

1

2

2

Виды исследовательских работ. Характеристика поисковых, критических, уточняющих и воспроизводящих видов исследования.

1

2

Самостоятельная работа:

Сообщение: «Критерии успешности исследовательского поиска»

1




3

Структура исследовательской работы. Структура курсовой и выпускной квалификационной работы. Различные виды планов в зависимости от характера проведенного исследования.

1

2

Практическое занятие:

Составление содержания исследовательской работы.- У1.

1




Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

1




4

Методологический аппарат исследования. Объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. Структура введения.

2

2

Практическое занятие:

Определение методологического аппарата исследования.- У1.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Конспектирование: «Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования»

2




Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.

Содержание учебного материала

10







1

Этапы исследовательской работы. Предварительный этап, собственно-исследовательский этап, заключительный этап.

1

2

2

Самоменеджмент исследователя. Понятие «самоменеджмент». Техника самоменеджмента. Индивидуальная организация труда исследователя.

2

2

Самостоятельная работа:

Анализ видов деятельности и факторов «поглотителей» времени в течение дня

3




3

Основы организации опытно-экспериментальной работы педагога. Опытно-экспериментальная работа как наиболее сложный этап исследования. Принципы, правила, порядок проведения экспериментальной работы, ее примерные этапы. Постоянная аналитическая деятельность студента - одно из необходимых условий эффективности осуществления плана эксперимента.

2

2

Практическое занятие: Составление циклограммы организации исследовательской деятельности. – У1.

1

3

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическому занятию.

1




Раздел 3. Методы психолого-педагогического исследования




41




Тема 3.1. Классификация методов исследования.

Содержание учебного материала

2




1

Теоретические и эмпирические методы исследования. Классификация методов исследования по Ананьеву.




2

Тема 3.2 Теоретические методы исследования

Содержание учебного материала

4




1

Информационный поиск. Источники информации. Особенности работы с научной литературой. Поисково-просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение.

2

2

Самостоятельная работа:

Сообщение «Виды чтения»

Сообщение «Техника быстрого чтения»

2




2

Способы анализа и обобщения информации. Метод теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

2

2

Тема 3.3 Педагогическое наблюдение

Содержание учебного материала

2




1

Виды наблюдения, достоинства и недостатки, условия организации




2

Практическое занятие:

Наблюдение за поведением детей, заполнение дневника наблюдения (по видеоматериалу). – У2.

1

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Педагогическое наблюдение за поведением детей

2




Тема 3.4 Педагогический эксперимент

Содержание учебного материала

2




1

Виды эксперимента, достоинства и недостатки, условия организации




2

Тема 3.5 Опросные методы исследования

Содержание учебного материала

2




1

Беседа, анкета, интервью. Достоинства и недостатки, условия организации




2

Практическое занятие: Составление анкеты – У2.

1

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Конспектирование «Требования к вопросам анкеты»

Проведение анкетирования, анализ результатов исследования.

4




Тема 3.6 Тестирование

Содержание учебного материала

3




1

Виды тестов, достоинства и недостатки, условия организации




2

Практическое занятие: Развитие навыков тестирования, анализ и интерпретация результатов тестирования.- У2.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Конспектирование «Виды тестов».

2




Тема 3.7 Анализ продуктов деятельности, анализ документации

Содержание учебного материала

2




1

Разновидности документов, продуктов деятельности. Достоинства и недостатки




2

Практическое занятие: Анализ продуктов деятельности, анализ документации – У2.

1

3

Тема 3.8 Метод проектов

Содержание учебного материала

3




1

Виды, структура проектов




2

Практическое занятие: Создание и защита проекта – У2.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Сообщение «Виды проектов».

Сообщение: «Изучение и использование передового опыта»

4




Раздел 4. Оформление и защита исследовательской работы.




26




Тема 4.1. Требования к оформлению исследовательской работы

Содержание учебного материала

4





1

Требования к оформлению теоретического материала. Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к соблюдению некоторых технических правил: поля, сноски, красные строки и т.д.




2

2

Требования к оформлению библиографического списка. Подготовка и окончательное оформление списка литературы, примерное количество использованной литературы для курсовой работы и ВКР.




2

Практическое занятие: Оформление библиографического списка.- У3.

1

3




Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Оформление титульного листа исследовательской работы.

2




Тема 4.2 Требования к оформлению результатов исследовательской и проектной работы


Содержание учебного материала

2




1

Требования к оформлению опытно-экспериментальной части исследовательской работы. Интерпретация результатов исследования. Представление результатов исследования в виде схем, таблиц, диаграмм.




2

Практическое занятие: Составление схем, таблиц, диаграмм по результатам исследования.- У3.

2

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Составление диаграмм по результатам исследования.

4




Тема 4.3. Защита исследовательской работы


Содержание учебного материала

4




1

Логика подготовки к защите исследовательской работы.

Возможные варианты предзащиты ВКР: на заседании предметной (цикловой) комиссии, на методсовете, в студенческой группе, в группе первокурсников и т.д. Место ВКР в государственной аттестации студентов.




2

2

Требования к защите исследовательской работы. Критерии оценки защиты исследовательской работы. Рецензирование исследовательской работы.




2

Практическое занятие: Предзащита исследовательской работы. –У3.

4

3

Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию.

Составление тезисов выступления.

Подготовка слайдов к предзащите исследовательской работы.

3





Раздел 5. Фактор творчества в исследовательской работе.




4




Тема 5.1. Творческая индивидуальность исследователя.

Содержание учебного материала







1

Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность исследователя.

2

2

Тема 5.2. Развитие креативности исследователя.

2

Характеристика креативного исследователя. Пути и способы развития креативности исследователя.

2

2

Дифференцированный зачет.




2







Итого

96





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Учебно-наглядные пособия:

  • знаковые (таблицы, схемы);

  • изобразительные (фотографии, рисунки).

Вербальные средства обучения:

  • учебники, словари, хрестоматии;

  • учебно-методическая литература;

  • дидактический материал;

  • контрольно-измерительные материалы.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:


  1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И Загвязинский, Р. Атаханов – М.: «Академия», 2007 – 208 с.

Методические пособия:

  1. Методическое пособие по научно-исследовательской деятельности студентов/ авт.-сост.: О.Г. Комлева, Г. А. Исаева; ГОУ СПО «Ижевский педагогический колледж». – Ижевск, 2005. – 70 с.


Дополнительная литература:

  1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Технология организации и оформления научно- исследовательских работ [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М. : Изд-во УЦ «Перспектива», 2011. – 102с.

  2. Новиков, A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении/ А.М. Новиков -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. – 134 с

  3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.

  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.- сост. Л.Д.Столяренко. Изд-е 4-е.

доп. и перераб. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003.- 703 с.

  1. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

  2. Фридман, М.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов /М.М. Фридман. -М.: Просвещение,1998.-236с.

  3. Щедровский, Г.П. Система педагогических исследований /Г.П. Щедровский. - М.: Просвещение,1993. - 306с.


Интернет ресурсы:


  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/14/uchebno-issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya.doc

  2. http://machinelearning.ru/wiki/index.php?title

  3. http://referatwork.ru/refs/source/ref-4004.html

  4. http://festival.1september.ru/articles/534078/


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины




Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:




У1-определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования

практические занятия, дифференцированный зачёт

У2-использовать методы и методики психолого-педагогического исследования и проектирования

практические занятия, дифференцированный зачёт

У3-оформлять исследовательскую и проектную работу

практические занятия, дифференцированный зачёт

Знать:





З1-теоретические основы исследовательской и проектной деятельности педагога

практические занятия, дифференцированный зачёт

З2-методы и методики психолого-педагогического исследования и проектирования

практические занятия, дифференцированный зачёт

З3-источники информации и способы ее обобщения

практические занятия, дифференцированный зачёт

З4-основы организации опытно-экспериментальной работы педагога


практические занятия, дифференцированный зачёт

З5-требования к оформлению исследовательской и проектной работы


практические занятия, дифференцированный зачёт

З6-требования к оформлению результатов исследовательской и проектной работы


практические занятия, дифференцированный зачёт

З7-логику подготовки и требования к защите исследовательской и проектной работы

практические занятия, дифференцированный зачёт








написать администратору сайта