Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Можно ли согласиться с точкой зрения Омара Хайяма На каких философских позициях стоит автор

  • 4. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона

  • 5. В чем различие между законом и закономерностью

  • 7. Является ли шкала экзаменационных оценок в вузе количественной характеристикой знаний студентов

  • 9. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»

  • 10) инстинкт самосохранения

  • На какие особенные свойства науки обращает внимание в данном высказывании один из ярких представителей Ренессанса

  • 8) научное познание в отличие от содержания научного факта не может быть безаксиологичным, «по ту сторону добра и зла»

  • Дайте анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат

  • Покончить с ними 24. Выделите верные суждения

  • 25. Правильно ли утверждение: «Наука – враг случайности» (аргументируйте) 26. Определите, из какого суждения логически следует фатализм

  • Согласны ли Вы с такой точкой зрения Если нет, то почему 29.

  • Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним 31.

  • Категории диалектики


    Скачать 52.5 Kb.
    НазваниеКатегории диалектики
    Дата27.06.2019
    Размер52.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVariant3_3549138.doc
    ТипДокументы
    #83165

    Подборка по базе: курсовая «ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА В СИСТЕМЕ.doc, основные принципы и категории диалектики.docx, текстовые категории.docx, тесты категории.docx, Расчет категории 5 пом.rtf.

    Вариант3.

    Задания по теме «Категории диалектики»

    1. Один из героев повести Вольтера «Кандид, или оптимизм» рассуждает: «Все таково, каким должно быть, так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот, заметьте, носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем. Камни были сотворены для того, чтобы их тесать и строить из них замки, и вот монсеньор владеет прекраснейшим замком: у знатнейшего барона всего края должно быть наилучшее жилище. Свиньи созданы, чтобы их ели, - мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, - нужно говорить, что все к лучшему».

    О какой философской концепции идет речь в отрывке и в чем ее несостоятельность? К каким неизбежным выводам она приводит?


    2. Можно ли согласиться с точкой зрения Омара Хайяма? На каких философских позициях стоит автор?

    Зачем себя томить и утруждать.

    Зачем себе чрезмерного желать.

    Что предначертано, то с нами будет.

    Ни меньше и ни больше нам не взять (Рубаи).

    3. Укажите, какие из перечисленных понятий можно отнести в философским категориям:

    а) атом;

    б) элементарная частица;

    в) количество;

    г) вещь;

    е) структура;

    ж) развитие;

    з) противоположность;

    и) слово;

    к) информация;

    л) свобода.


    4. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона?

    а) объективность;

    б) устойчивость;

    в) необходимость;

    г) существенность;

    д) повторяемость;

    е) случайность;

    ж) вариативность;

    з) причинность;

    и) простота;

    к) абсолютность.


    5. В чем различие между законом и закономерностью?

    6. Выделите правильное суждение:

    а) качество – это совокупность всех свойств предмета;

    б) качество – это то, что отличает один предмет от другого;

    в) качество и свойство тождественны;

    г) качество – это целостная характеристика вещи;

    д) качество – это внутреннее свойство вещи;

    е) качество есть единство всех свойств вещи;

    ж) качество – это структура вещи;

    з) качество – это устойчивое свойство предмета;

    и) качество – это соответствие объекта стандарту;

    к) качество – это совокупность существенных свойств вещи.


    7. Является ли шкала экзаменационных оценок в вузе количественной характеристикой знаний студентов?

    8. «Все качественные различия между вещами могут быть в принципе сведены к количественным различиям».

    Согласны ли вы с этим утверждением?


    9. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?

    10. Некоторые философы-материалисты прошлого, признавая причинную обусловленность поведения человека в обществе, часто оказывались в западне: если признать, что все поведения человека причинно обусловлены, социально детерминированы, тогда нет свободы воли и возможности выбора. Но тогда человек не суверенен, он марионетка в руках слепых сил общества, его нельзя судить за совершенные поступки.

    Как выйти из этого затруднения? Где ошибка в подобных рассуждениях?

    11. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжкову. Хотя рана не была смертельно, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельно и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.

    Дайте анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?

    12. «То, что вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, - это не случайность, на то есть свои причины…»

    Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики причины и следствия, случайности и необходимости?

    13. Тренер одной футбольной команды так оправдывал постоянные неудачи своих подопечных: «Во всех без исключения матчах мы должны были выиграть, но каждый раз нелепая случайность лишала нас победы».

    Сознание человека, понимаемое как его мыслительная способность к восприятию мира, обладает определенными свойствами. Среди их множества выберите те признаки и свойства сознания, которые являются, на Ваш взгляд, главными (три варианта ответов):

    1) сознание тождественно индивидуальному восприятию мира, поэтому его данные не могут быть адекватно переданы другому человеку;

    2) сознание так же материально, как и любые предметы или объекты действительности;

    3) сознание отдельного человека связано с деятельностью некой космической (например, природной или божественной) энергией;

    4) наше сознание имеет идеальную (в смысле не вещности) природу;

    5) главная способность сознания - отражение бытия человека в мире;

    6) содержание сознания не зависит от познавательной активности самого человека и определяется окружающей социальной средой;

    7) сознание всегда объективно и, поэтому, лишено каких-либо проявлений внутренней духовной жизни человека;

    8) сознание человека обладает способностью воспринимать мир как бы со стороны, глазами другого человека.

    14.Оцените и поясните следующие высказывания о человеке (найдите подтверждения правомерности приведённых точек зрения):

    1) Аристотель: человек – это существо политическое.

    2) Б. Франклин: человек – животное, способное изготовлять орудия труда.

    3) К. Маркс: человек – это ансамбль всех общественных отношений.

    4) П.Тейяр де Шарден: человек есть ось и вершина эволюции.

    5) В.С. Соловьёв: человек может быть определён как животное стыдящееся.

    Сформулируйте и объясните основные трудности («загадку антропосоциогенеза») в объяснении процесса возникновения и развития человека.

    15.К. Маркс писал: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

    Как вы понимаете это высказывание Маркса? В чём выражается способность человека прилагать к предмету соответствующую мерку? Приведите какие-нибудь примеры на этот счёт.

    16.Объясните идею общественного прогресса: когда она возникла, какие общественные потребности она выразила, по каким критериям оценивается поступательное развитие общества, как и в каких целях используется эта идея в настоящее время, насколько точно отражается в данной идее реальный ход истории?

    17.По каким основаниям и в какие группы можно объединить перечисленные ниже источники исторической деятельности людей:

    1) экономические потребности;

    2) энергия космоса;

    3) жажда власти;

    4) потребности в размножении рода, половой инстинкт;

    5) потребность в самореализации, в самоактуализации;

    6) конкуренция, борьба за выживание;

    7) божий промысел;

    8) великие идеи;

    9) насилие, угроза насилия;


    10) инстинкт самосохранения?

    18.Перед Вами два суждения:

    1) «Цвет и запах – это не свойства предметов, а наши ощущения (Э. Мах); словом «цвет» определяют определённый класс психических переживаний (В. Освальд). Мир же беззвучен, лишён красок, запахов. В нём ни холода, ни тепла. Всё это только наши ощущения. Предмет имеет цвет только тогда, когда на него смотрят, запах – только тогда, когда его нюхают и т.д.»

    2) «На основании видимого, слышимого, осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое, неосязаемое».

    Сравните и укажите на их различие. Какое из суждений, на Ваш взгляд, отражает действительное положение вещей? Или оба выражают заблуждение?

    19.Леонардо да Винчи полагал, что «истинные науки те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидения своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно подвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, то есть числа и меры».


    На какие особенные свойства науки обращает внимание в данном высказывании один из ярких представителей Ренессанса?

    20.Задание Какие из перечисленных ниже характеристик отражают специфику научного знания: Выберите пять правильных ответов.

    1) в основе научного знания лежат различные мнения множества людей о том или ином явлении действительности;

    2) научное познание — сфера человеческой деятельности, в основе которой стремление человека к установлению объективного истинного содержания;

    3) в науке имеет ценность открытие и приращение нового знания;

    4) в процессе научного поиска человек реализует свои глубоко индивидуальные чувственно-эмоциональные и субъективные особенности;

    5) наука оперирует результатами и обобщениями фактического и экспериментального материала, выраженного в соответствующих теориях, принципах и законах;

    6) наука ограничивается выдвижением научных предположений, гипотез, стремится к «открытому» для споров состоянию.

    7) научному познанию свойственно четкое вычленение предмета исследования, метода научного поиска, общей теоретической установки ученого;


    8) научное познание в отличие от содержания научного факта не может быть безаксиологичным, «по ту сторону добра и зла»?

    21. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление. Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжкову. Хотя рана не была смертельно, но пострадавший потерял много крови. Когда он был доставлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для переливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обвиняемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для наступления смерти Рыжова, так как рана не была смертельно и в случае летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой группы пострадавший безусловно был бы спасен.


    Дайте анализ ситуации с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению, ближе к истине: прокурор или адвокат?
    22. Возможно лишь то, что осуществимо. Но осуществимо лишь то, что когда-то осуществлялось. Следовательно, возможно лишь то, что есть, или то, что было. Значит, в мире не происходит ничего принципиально нового. Развитие материального мира – это циклический процесс.

    23. Проанализируйте рассуждение Гамлета с помощью категорий «необходимость» и «свобода». Как соотносятся необходимость и сознательная, целенаправленная деятельность человека в общественной жизни?

    Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

    Смиряться под ударами судьбы

    Иль надо оказать сопротивленье

    И в смертной схватке с целым морем бед


    Покончить с ними?

    24. Выделите верные суждения:

    а) все в мире необходимо, случайность есть только в мышлении;

    б) все в мире случайно, необходимость существует только в нашем сознании;

    в) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;

    г) случайность есть форма проявления необходимости;

    д) всякое явление и случайно и необходимо, но в разных отношениях.

    25. Правильно ли утверждение: «Наука – враг случайности?» (аргументируйте)

    26. Определите, из какого суждения логически следует фатализм?

    а) все в мире причинно обусловлено;

    б) следствия закономерно вытекают из своих причин;

    в) некоторые явления в мире причинно не обусловлены;

    г) причинная связь не исключает случайность;

    д) случайность есть форма проявления необходимости;

    е) в мире существует только необходимость, случайность – субъективная категория;

    ж) причинные законы не носят жестко необходимого характера;

    з) однозначная причинность есть абстракция.

    27. Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зрения категорий единичного, особенного и всеобщего:

    а) материя;

    б) вселенная;

    в) Марс;

    г) тополь;

    д) бородинское сражение;

    е) тополь, посаженный Ю.Гагариным;

    ж) выдающаяся личность;

    з) кольца Сатурна;

    и) культ личности;

    к) Южный полюс.

    28. Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение.


    Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

    29. В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос».


    а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?


    б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских позиций?

    30. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».


    Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

    31. Как вы понимаете слова Н. Бердяева «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм».


    написать администратору сайта